I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.Пояснительная записка ………………………………………………….…….3
1.1.Цели и задачи программы……………………………………….....…….….4
1.2.Психолого-педагогические и индивидуальные особенности развития
детей 6 - 7лет ..…………..…………………………………….………...……….6
1.3.Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры
образования) ………………………………………………………..………..….7
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Учебный план общеобразовательной программы…………….……………8
2.2.Содержание психолого-педагогической работы ………………………..….9
2.3.Содержание образовательной деятельности ……….…………………......10
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды ……....18
3.2. Учебно-методическое обеспечение………………………………………..20
ПРИЛОЖЕНИЕ……..…………………………………………………..….......21
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ, федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 1710.2013г. №1155, приказом
Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН
2.4.1.3049-13.
Программа «Школа мяча» разработана на основании программы «Физическая культура
дошкольникам» Л.И. Пензулаевой и элементами программы «Школа мяча» Н.И.Николаевой. Программа
определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности
детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
Актуальность
Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают
двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме:
снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки,
координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного
развития. Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности в детском саду необходимо
организовывать занятия по интересам физкультурно-спортивной направленности. С этой целью в нашем
детском саду организован кружок «Школа мяча», который предусматривает разнообразную деятельность с
мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями,
состоянием здоровья. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании, отбивании мячей способствуют развитию
глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют
пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объѐма развивают не только крупные, но
и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они
укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.
Систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование психических
процессов: силы, уравновешенности, подвижности. Совместное выполнение упражнений с мячом (в парах,
втроѐм, в кругу) – прекрасная школа приобщения ребѐнка к коллективу. В играх, которые проводятся в
команде, он учится слаженно работать с партнѐрами. Мяч по популярности занимает первое место в царстве
детской игры. Поэтому упражнения с мячом занимают одно из главных мест в физкультурнооздоровительной работе с детьми и стали основой для составления данной программы. Программа
обеспечивает достижения воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный
уровень развития ребѐнка для успешного освоения им в дальнейшем основной общеобразовательной
Программой начального общего образования по предмету «Физическая культура».
1.1. Цель программы: Обогащение двигательного опыта детей за счет усвоения разнообразных действий с
мячом на достаточно высоком уровне.
Программа направлена на решение следующих задач:
Обучающие
Научить детей владеть мячом на достойно высоком уровне.
Обучать технике игры в волейбол, баскетбол, пионербол, мини-футбол.
Познакомить дошкольников с историей игр.
Воспитывающие
Формировать интерес к физическим упражнениям с мячом.
Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива,
оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Воспитывать выдержку, организованность, самостоятельность, творчество, фантазию.
Развивающие
Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на
площадке, находить удобное место для ведения игры.
Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку,
подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику. Умение выбирать более целесообразные
способы и ситуации действий с мячом.
Развивать психофизические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость.
Развивать координацию движений; ручную умелость.
Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые
и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом. Итогом детской деятельности могут
служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.
Количество занятий: 1 раз в неделю, во II половине дня, 4 занятия в месяц, продолжительностью 30
мин.
Место проведения: спортивный зал МАДОУ «Детский сад «Радуга», спортивная площадка.
Форма выявления конечного результата: диагностическое обследование детей по уровню развития
двигательных способностей.
Методы и приемы:
показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей;
пояснение и показ упражнений;
повторение упражнения;
использование схематичных изображений - алгоритмов выполнения упражнений;
творческие задания;
игровые и соревновательные задания
Все перечисленные методы и соответствующие приемы используются в тесной взаимосвязи друг с
другом, подбираются с учетом стоящих задач, этапа обучения, подготовленности детей, их возрастных и
индивидуальных особенностей, способа и характера спортивных упражнений.
Основные принципы программы:
- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и
методик);
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными
особенностями детей);
- активности (дошкольников);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
- систематичности (постоянно, систематично, а не от случая к случаю);
- целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко
определенной цели);
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
1.2. Возрастные особенности детей от 5 до 7 лет. В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как
личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное
использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических
возможностях, физическом облике.
Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется
гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать
правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие
соревнования со сверстниками. В этом возрасте дети овладевают прыжками на одной и двух ногах,
способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног
(зрительномоторная координация девочек более совершенна).
Могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны
четко метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых
физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает
необдуманные физические действия.
1.3. Целевые ориентиры:
Ребѐнок выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание).
Ребѐнок умеет перебрасывать мяч друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4 м), из положения
сидя ноги скрестно, через сетку. Ребѐнок может бросать мяч вверх, о пол, ловить его двумя руками (не
менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, с поворотами. Ребѐнок легко отбивает мяч
правой и левой рукой поочередно на месте и в движении, перебрасывает набивные мячи. Ребѐнок владеет
метанием на дальность (6-12 м) левой и правой рукой; метанием в цель из разных положений (стоя, стоя
на коленях, сидя); метанием в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4-5 м); метанием в
движущуюся цель. Ребѐнок освоил элементы спортивных игр:
Баскетбол
-умеет передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча);
-умеет
перебрасывать
мяч
друг
другу
двумя
руками
от
груди
в
движении;
-умеет ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и
с
разных
сторон;
-умеет
забрасывать
мяч
в
корзину
двумя
руками
из-за
головы,
от
плеча;
-умеет вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь по сигналу;
Волейбол
-умеет
выполнять
отбивание
мяча
после
подачи
соперника
через
сетку;
-умеет
производить
подачу
надувного
мяча
одной
рукой
снизу,
сверху;
-выполняет простейшие правила игры.
Футбол
-умеет передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте;
-умеет вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в
ворота;
Пионербол
-умеет
производить
подачу
из-за
лицевой
линии;
-умеет
выполнять
бросок
через
сетку
из
разных
частей
площадки;
-способен
выполнять
игровые
действия
в
команде;
-правильно реагирует на свисток и жесты судьи.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план дополнительной общеобразовательной программы на 2022-2023 учебный год
Название
Кол-во
Кол-во
Кол-во
Длительность
Кол-во
занятий в
занятий в
занятий в год занятий, мин. воспитанников
неделю
месяц
«Школа мяча»
1
4
31
30
15
2.2. Содержание психолого-педагогической работы кружка «Школа мяча»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое
развитие» включают:
— приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
— овладение подвижными играми с правилами;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по
физическому развитию дошкольников:
1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
2) физическая культура, развитие физических качеств.
Задачи по каждому возрастному периоду можно разделить на три группы. Группа оздоровительных
задач:
1) охрана и укрепление здоровья;
2) закаливание;
3) развитие движений.
Группа обучающих задач:
1) формирование представлений о своем организме, здоровье;
2) формирование навыков выполнения основных движений;
3) формирование представлений о режиме, активности и отдыхе.
Группа воспитательных задач:
1) формирование потребности в физическом совершенствовании;
2) воспитание культурно-гигиенических качеств.
Оздоровительные задачи решаются в процессе соблюдения требований к гигиеническим и социальнобытовым условиям, полноценному питанию, рациональному режиму дня, физическим упражнениям.
Обучающие и воспитательные задачи реализуются посредством интеграции всех образовательных
областей и в процессе основных видов детской деятельности – игровой, познавательно-исследовательской,
двигательной.
Основные направления программы:
- воспитательно-оздоровительное,
- профилактическое,
- педагогическое.
2.3.Содержание образовательной деятельности
Вводная часть: различные виды ходьбы и бега, подскоков, прыжков, корригирующие упражнения.
Основная часть: ОРУ, упражнения с мячом, элементы спортивных игр, п/и, эстафеты с мячом.
Заключительная часть: м/п игра, ходьба, релаксация.
(Занятия проводятся в спортивном зале, в теплое время года - на спортивной площадке).
Методика обучения игре в баскетбол.
Успешное выполнение игровых действий с мячом связано с овладением детьми наиболее
целесообразными приемами перемещения по площадке.
В подготовительной к школе группе продолжается усвоение приемов передачи, ловли, ведения и
броска мяча в сторону. Задания постепенно усложняются. От упражнений, выполняемых стоя на месте,
переходят к упражнениям с перемещением игрока, с дополнительными заданиями, при противодействии
другого игрока. Формируются умения применять названные действия в игровых условиях, сочетать их
между собой и с другими действиями с мячом и без него, в зависимости от игровой ситуации.
Целесообразно варьировать условия выполнения этих действий. При этом усложняется взаимодействие
игроков между собой.
Упражнения в передаче и ловле мяча дополняются заданиями, выполняемыми при передвижении
парами. Когда дети хорошо овладевают способами ловли и передачи мяча, эти действия начинают
применять в сочетании с остановками, поворотами, ведением и бросанием мяча в корзину.
В этой возрастной группе значительно расширяется круг упражнений для разучивания приемов
ведения мяча. Вырабатываются непринужденность и ритмичность действий. Следует стремиться к тому,
чтобы на 2 шага приходился 1 удар мяча о площадку. Совершенствуются навыки отталкивания мяча
пальцами и мягким движением кисти, ведение правой и левой рукой. Детей обучают приемам ведения мяча
с изменением направления и скорости передвижения, высоты отскока.
Дети осваивают такие важные для игры элементы, как остановка после ведения мяча с удержанием
его
в
руках
и
с
передачей
партнеру.
Вначале остановки совершают после ходьбы шагом, затем после медленного бега. Только тогда переходят к
разучиванию техники остановок после быстрого бега. А также внезапных - по звуковым и зрительным
сигналам. Детей учат останавливаться следующим образом: после энергичного отталкивания одной ногой
ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг, несколько отклоняется назад (в сторону) на опорную ногу и
делает второй шаг. Ноги плавно сгибаются, тяжесть тела распределяется на обе ноги. Умение
останавливаться используется при разучивании броска мяча в корзину после предварительной остановки.
Такой бросок часто выполняется одной рукой от плеча. Для выполнения броска рекомендуется выставлять
одну ногу на полшага вперед (мяч в это время находится на ладони согнутой в локте руки и придерживается
другой рукой), а затем, разгибая ноги и одновременно выпрямляя руку с мячом вверх - вперед, мягким
толчком кисти направлять мяч в корзину.
Только после того как дошкольники овладеют умением сочетать разнообразные действия, связанные
с ловлей и бросанием мяча, ведением и бросанием мяча, ловлей и ведением мяча, ведением и передачей
мяча, ведением и забрасыванием мяча в корзину. Научатся применять их в упражнениях и играх с
установленными взаимоотношениями игроков, приступают к разучиванию игры в баскетбол по
облегченным правилам. Баскетбол - игра командная. В ней одновременно участвуют 2 команды. В каждой 5 основных и несколько запасных игроков. Время игры ограничено двумя таймами по 5 мин (всего 10 мин),
между
которыми
дается
перерыв
в
5
минут.
Цель игры состоит в том. Чтобы забросить в корзину соперника как можно больше мячей, соблюдя при этом
правила игры. Команде, забросившей мяч в корзину, начисляется 2 очка. Игра состоит из двух таймов по 5
минут,
между
которыми
делается
перерыв.
Судейство
в
игру
ведет
воспитатель.
Для игры в баскетбол используются резиновые мячи диаметром 18-20 см и мячи для мини-баскетбола.
Важно, чтобы мячи хорошо отскакивали от поверхности площадки, пол. Правила игры с мячом
заключаются в том, сто мяч можно передавать, бросать или вести в любом направлении. Случайное касание
ногой мяча не считается нарушением. Ударять по мячу ногой или кулаками запрещается. Ребенок,
получивший мяч в движении, может вести его не более 3 шагов, после чего он должен передать его
товарищу по команде. Вести мяч одновременно двумя руками не разрешается. Если мяч попадет за пределы
площадки, он считается вышедшим из игры. Виновным в выходе мяча из игры считается тот, кто
дотронулся до него последним. Если судья затрудняется определить, кто это сделал, назначается спорный
бросок.
Любое несоблюдение перечисленных правил считается нарушением. Команда, нарушившая правила,
лишается мяча, и он передается другой команде. Вбрасывание мяча осуществляется игроком команды,
которая его получает, из-за боковой линии против того места на площадке, где было совершено нарушение.
Розыгрыш начального и спорного бросков производится в начале каждого периода, при задержке
мяча, а также в тех случаях, когда 2 игрока из соперничающих команд одновременно взялись за мяч, когда
воспитатель сомневается, от кого вышел мяч, когда мяч застрял в корзине или же была совершена ошибка
игроками обеих команд. Выполнение правил игры имеет большое воспитательное значение и помогает
организации поведения детей. Игроки, которые плохо ведут себя, должны быть удалены на время с
площадки. В процессе игры дети должны быть внимательны и доброжелательны друг к другу.
Методика обучения катанию, бросанию и ловле, метанию.
Катание - полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и
кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные
усилия. Для успешного прокатывания следует направлять мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в
сторону, толчок должен быть сильным и уверенным. В старшей и подготовительной к школе группах дети
катают утяжеленный набивной мяч весом до 1 кг. Толчок должен выполняться пальцами выпрямленных
рук, как бы сопровождая ими движение мяча.
Бросание и ловля - более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно
правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска.
Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за
брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует
хорошей осанке. При овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные
упражнения, самостоятельные попытки детей играть с мячом: бросать его в любом направлении,
использовать усвоенный способ броска - снизу, сбоку, от плеча. Бросок о землю должен выполняться
вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. При слабом ударе
приходится наклоняться вниз, чтобы поймать мяч, а при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает и его
трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности, поэтому
бросание мяча вниз воспитатель организует на асфальтовой дорожке, плотной, ровной площадке. Мяч,
брошенный вверх или отскочивший от земли, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или
снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы слегка согнуты, образуя как бы чашу. Мяч,
брошенный сверстником, надо ловить, не прижимая к груди, стараясь встречать при ловле пальцами, руки
выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди.
Старшие дети ловко и непринужденно бросают и ловят мяч. Поэтому они могут находиться в разных
положениях - сидя, стоя, парами, по кругу, передвигаясь. Удается старшим и сочетание разных движений с
игрой в мяч, например, подбрасывать и ловить мяч, приседая, подпрыгивая, чередовать бросание и ловлю с
бегом.
Инструктор должен научить старших дошкольников ведению мяча. К разучиванию этого движения
надо приступать после того, как дети овладеют навыком отталкивать мяч, стоя на месте мягкими, плавными
движениями кисти. При ведении мяча ребенок продвигается вперед шагом, а затем и бегом, немного
наклонившись по ходу движения. Мяч отбивают так, чтобы он отскакивал на уровне или несколько выше
пояса.
Метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется мячами резиновыми или
теннисными, мешочками с песком, шишками, снежками. Горизонтальной целью может служить ящик,
пенек, корзина, вертикальной - щит с нарисованным кругом, обруч, большой мяч, дерево и т.п. в
зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания. Большой
мяч в корзину или лежащий на земле обруч бросают двумя руками снизу, маленький мяч или шишку одной рукой. В вертикально расположенную цель чаще бросают небольшой снаряд одной рукой. В метании
надо обращать внимание на чередование бросков правой или левой рукой - это важно для гармоничного
развития обеих рук, для профилактики появления нарушения осанки.
Метание вдаль не требует такой точности, глазомера, как метание в цель. Движения детей здесь
более свободные, размашистые, энергичные. Часто, бросок, хотя и резкий, направляется вниз, и предмет
падает близко от ребенка (в пределах 0,5м), детей надо обучить правильному метанию вперед-вверх. По
такой траектории мяч улетит далеко. Без зрительного ориентира дети с трудом понимают, как это
выполнить. Поэтому инструктор предлагает перебросить мяч через куст, ветку дерева или подвешивает
веревку несколько выше поднятой руки ребенка. Дети располагаются на расстоянии 2 - 3 м. сам инструктор
должен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для
показа подготовить ребенка, умеющего хорошо метать. Метание вдаль выполняется разными способами: от
плеча, из-за спины через плечо с предварительным замахом, снизу, сверху, сбоку. Вдаль метают мячи,
мешочки с песком, шишки, снежки. Вырезанные из картона круги метают способом сбоку, напоминающим
метание диска. Мячи должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные диаметром 5-6
см. Для некоторых упражнений и игр используются надувные мячи, старшим детям необходимы
волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг. Мячи должны хорошо отскакивать.
Методика обучения игре в волейбол.
Детей учат передаче мяча и подаче двумя руками. Обучение игре в волейбол складывается из трех
этапов (подготовительный, подводящий, основной). На подготовительном этапе нужно научить умению
видеть мяч, быстро реагировать на его полет, развивать координацию движений. На втором этапе детей учат
выполнять упражнения с мячом: перебрасывать мяч друг другу (высоко, сильно) и ловить его двумя руками,
отбивать мяч толчком двух ладоней в нужном направлении. На основном этапе учат перебрасыванию мяча
через сетку с соблюдением следующего правила:
Мяч в руках не задерживать, а отбивать его выше и сильнее, чтобы перебросить через сетку.
Методика обучения ведению мяча.
На начальном этапе обучения детям более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что
оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на
полусогнутых ногах. И, наконец, он легко усваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с
изменением направлений.
Вначале надо вести мяч на небольшой скорости в прямом направлении. Следует учить отбивать мяч
правой и левой рукой, стоя на месте и продвигаясь вперед, поворачиваясь вокруг, не выпуская мяч из круга,
обводя
предметы.
При ведении меча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняясь несколько вперед.
Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на
мяч вверху и от себя. Толчки мяча игрок выполняет несколько сбоку от себя, равномерно. Основные
ошибки: дети бьют по мячу расслабленной ладонью; многие пытаются вести мяч прямо перед собой, что
мешает передвижению вперед.
Правила ведения мяча:
1. Не бить по мячу, а толкать его вниз.
2. Вести мяч спереди - сбоку, а не прямо перед собой.
3. Смотреть вперед, а не вниз на мяч.
При обучении ведению мяча целесообразно вначале использовать подготовительные упражнения:
отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение на месте попеременно
правой и левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно
уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом.
Упражнения:
1. Ведение мяча на месте, активно толкая его вниз правой, затем левой рукой.
2. Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой.
3. Группа располагается по 6 человек, и подгруппы размещаются по всей длине площадки. Первый
игрок ведет мяч ко второму, передав мяч, сам остается на его месте; второй ведет мяч к третьему и
выполняет то же самое. Последний - возвращается на место первого.
4. Дети строятся в колонны по 4 - 6 человек. Напротив каждой колонны выставляются кегли на
расстоянии 1 - 2 м. друг от друга. После сигнала воспитателя дети ведут мяч, обходя первую кеглю справа,
вторую слева. Обратно ведут мячи по прямой, передают следующему и становятся в конец колонны.
Методика обучения игре в футбол.
Для организации занятий по физическому воспитанию с детьми 5-7 лет на основе использования
элементов игры в футбол необходимо осуществить ряд последовательных мероприятий. Суть их
заключается в подготовке мест и инвентаря в спортивном зале или на спортивной площадке, подборе
соответствующих возрастным особенностям способов владения мячом, создании условий выполнения
различных движений в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах, использовании упражнений для
двигательного
действия
футболиста
(удары
по
мячу,
передачи,
остановки,
ведения).
Рекомендуется применять специальные упражнения в следующей последовательности: на развитие «чувства
мяча»; на обучение ударам; на обучение остановок и передач; на обучение ведения; комбинированные
упражнения, направленные на закрепление и совершенствование игры в футбол. Занятия необходимо
проводить длительностью по 25-30 минут. Включать элементы игры в футбол в каждое занятие в
процентном соотношении 25% от общего времени занятий.
В процессе деятельности необходимо использовать упражнения, в условиях обеспечивающих
интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей. Для этого необходимо подготовить
спортивный инвентарь и оборудование с дидактической символикой (мячи, ворота, ориентиры, мишени,
обводки).
Игра в футбол по упрощенным правилам проводится малыми командами от 2 до 4 человек.
Рекомендуемая
длительность
игры
два
тайма
по
3-5
минут.
Перед игрой детей знакомят с правилами игры в футбол.
Формирование двигательных действий с мячом должно осуществляться на основе повторения
упражнений
для
детей
5-7
лет
по
10-12
раз
по
4-5
серий.
На каждом этапе обучения необходимо осуществлять анализ выполнения детьми двигательных действий и
установить основные ошибки. Определить, в какой фазе движений они происходят, использовать
подводящие упражнения различными частями тела, таким образом, чтобы достичь согласования отдельных
движений.
Перспективный план проведения занятий кружка «Школа мяча» представлен в Приложении №1.
III. Организационный отдел
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства зала, насыщенаразличным спортивным оборудованием и
инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного
этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и
совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для
уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала ДОУ является
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной. Оборудование отвечает безопасным, здоровьесберегающим эстетически привлекательным и
развивающим характеристикам.
Для реализации программы «Школа мяча» в детском саду имеется спортивный зал, с нанесѐнной на
полу разметкой. Оборудование соответствует требованиям программы.
Спортивный инвентарь для занятий:
1.Мячи:
-резиновые (малые, средние, большие)
-малые пластмассовые
-надувные
-массажные резиновые
-баскетбольные
-волейбольные
2. Фитболы
3. Мелкие предметы для развития кисти руки:
-мячики для пинг-понга
-шнурки
-брусочки
-цилиндры
4. Баскетбольные стойки
5. Напольные корзины
6. Шнур для натягивания
7. Волейбольная сетка
8. Футбольные ворота
9. Обручи
10. Кубики
11. Кегли
12. Гимнастические скамейки
13. Мишени
14. Свисток
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М.,1983.
Алексанрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Волгоград,
2007.
3. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.,
1990.
4. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983.
5. Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой. М., 1982.
6. Конеева Е.В. Детские подвижные игры. РНД., 2006.
7. Николаева Н.И. Школа мяча. М., 2008.
8. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с дошкольниками. М., 1988.
9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребѐнка. М., 2008.
10. Филлипова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. СПб.,
2005
11. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. М., 2011.
1.
2.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Перспективный план
«Школа мяча»
Тема
Задачи
№1
Беседа «Откуда
пришѐл
баскетбол?».
Цель:
Познакомить с игрой в баскетбол, историей ее
возникновения; учить стойке баскетболиста,
технике ведения мяча, бросков в корзину,
передачи и ловли мяча, способствовать развитию
быстроты, ловкости, воспитывать внимание.
Задачи:
Ознакомить с техникой ведения мяча, бросков в
корзину, передачи и ловли мяча, способствовать
развитию быстроты, ловкости, воспитывать
внимание.
Задачи:
Формировать умение владеть мячом, приучать, не
мешать товарищу по игре,
воспитывать дружеские взаимоотношения между
детьми.
Задачи:
Формировать умение действовать с мячом,
научить быстро, реагировать на сигнал,
воспитывать выдержку и внимание.
Задачи:
Учить ловле мяча, закреплять умение быстро
реагировать на сигнал, способствовать развитию
ориентировки в пространстве.
Задачи:
Учить ловле мяча, упражнять в умении
действовать с ним, способствовать развитию
координации движений: воспитывать дружеские
взаимоотношения между детьми.
Задачи:
Формировать навыки бросания мяча,
совершенствовать навык ловли мяча,
способствовать развитию глазомера, координации
движений и ловкости, учить дружно играть.
Задачи:
Учить детей передавать мяч двумя руками от
груди, упражнять в ловле мяча, развивать
внимание и ориентировку в пространстве.
Задачи:
Совершенствовать навыки передачи — ловли
мяча, развивать умение точно бросать мяч в
определенном направлении; воспитывать умение
согласовывать свой движения с движениями
товарища.
Задачи:
Упражнять детей в передаче — ловле мяча,
воспитывать внимание, способствовать развитию
точности движения.
П/и « Подбрось выше»
Задачи:
Совершенствовать навыки передачи — ловли
мяча; воспитывать организованность,
ответственность за свои действия перед
командой.
Задачи:
Учить детей ведению мяча на месте, упражнять в
передаче — ловле мяча, способствовать развитию
координации движений, ориентировки в
пространстве.
Задачи:
Упражнения на закреплении.
П/и «Мяч водящему», «За мячом»
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№ 10
№ 11
№ 12
№ 13
Содержание
Обучение: Бросок мяча вверх, ловля его двумя
руками.
П/и «Подбрось
выше».
Обучение: Бросок мяча вверх, хлопок перед собо
ловля его двумя руками
П\и «Сбей кеглю»
Обучение: Бросание мяча вверх и ловля его посл
отскока от пола. Учить следить за мячом при
броске, ловить ладонями.
П\и «Играй, играй мяч не теряй»
Обучение: Бросание мяча в стенку и ловля его
после отскока.
П/и «Мяч в корзину», «Сбей фигуру»
Закрепить:Бросание мяча в стенку и ловля его по
отскока.
П/и «Десять передач»
Совершенствовать навыки ловли мяча.
П/и «Обгони мяч»
Обучение: Передача двумя руками от груди, сто
парами.
П/и «У кого меньше мячей»
Закрепить: Передача мяча двумя руками от груд
стоя парами.
П/и «Мяч водящему», «»Поймай мяч»
Обучение: Передача мяч по очереди друг другу
сперва в правую, затем в левую сторону.
П/и «Поймай мяч»
Обучение: Ведение, мяча на месте и вокруг себя
правой, левой рукой.
П/и «За мячом»
Закрепить: Ведения мяча на месте, учить передач
№ 14
№ 15
№ 16
№ 17
№ 18
№ 19
№ 20
№ 21
№ 22
№ 23
№ 24
№ 25
Закрепить умение ведения мяча на месте, учить
передаче мяча одной рукой от плеча,
способствовать воспитанию ловкости,
ориентировки в пространстве.
Задачи: Закреплять ведение мяча на месте, учить
детей прицеливаться при броске мяча в цель,
воспитывать уверенность в своих силах.
Задачи:
Формировать умение действовать с мячом,
реагировать на сигнал.
Задачи:
Учить детей вести мяч, продвигаясь вперед.
Совершенствовать навыки ловли — передачи
мяча. Упражнять в умении быстро реагировать на
сигналы.
Задачи:
Учить детей вести мяч, продвигаясь вперед,
развивать ловкость и координацию движений.
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Задачи:
Закреплять у детей умение вести мяч по прямой,
упражнять в ловле — передаче мяча.
Способствовать развитию координации
движений, ловкости.
3адачи:
Формировать ловкость действий с мячом,
совершенствовать ведение мяча в беге.
Способствовать воспитанию выдержки, развитию
чувства равновесия и глазомера.
Задачи:
Учить детей вести мяч правой и левой рукой,
меняя направление передвижения.
Способствовать развитию ориентировки в
пространстве, ловкости.
Задачи:
Упражнять детей в ведении, передаче и ловле
мяча. Способствовать развитию координации
движений, ориентировки в пространстве на
площадке.
Задачи:
Учить детей передавать мяч в движении,
упражнять в ведении мяча; способствовать
воспитанию выдержки, смелости, развитию
глазомера.
Задачи:
Учить детей сочетать передачу и ведение мяча,
способствовать развитию координации движений.
Приучать помогать друг другу, воспитывать
дружелюбие.
Задачи:
Совершенствовать передачу, ловлю, ведение и
броски мяча в корзину, учить детей применять
разные сочетания действий с мячом в игре.
Воспитывать смелость и
решительность.
Задачи:
Закреплять навыки передачи, ловли и ведения
мяча, упражнять детей в разных действиях.
Способствовать развитию координации движений
и ловкости, учить
дружно играть. Быстро реагировать на
зрительные сигналы.
мяча одной рукой от плеча,
П/и «Займи свободный кружок»
Обучение: учить детей прицеливаться при броск
мяча в цель.
П/и «У кого меньше мячей»
П/и «Играй, играй мяч не теряй», «сбей кеглю»,
«Поймай мяч».
Обучение: ведение мяча продвигаясь вперед и не
оглядываясь на него.
П/и «Займи свободный кружок»
Обучение: ведение мяча на месте правой, левой
рукой, меняя высоту его отскока.
П/и «Мотоциклисты», «Поймай мяч»
Закрепить: ведение мяча правой, левой рукой,
продвигаясь бегом.
П/и «Играй, играй мяч не теряй», «Мяч водящем
Закрепить: ведение мяча по кругу друг за другом
правой и левой рукой.
П/и «Займи свой кружок»
Обучение: ведение мяча с изменением направлен
передвижения.
П/и «Мотоциклисты»
Упражнять в ведение мяча с изменением
направления передвижения
П/и «Займи свободный кружок»
«Скажи какой цвет»
Обучение: бросание мяча через сетку одной руко
от плеча.
П/и «Ведение мяча парами»
Обучение: ведение и передача мяча друг другу.
П/и «Мяч ловцу»
П/и «Мяч ловцу»
Эстафета «Брось мяч в корзину»
П/и «За мячом»
П/и «Успей поймать»
«Ловишки с мячом»
Игровое упражнение «Попади в ворота»
№ 26
№ 27
№ 28
№ 29
№ 30
№ 31
Задачи:
Совершенствовать передачу и ловлю мяча, учить
бросать мяч в корзину.
Развивать глазомер, ловкость и координацию
движений.
Задачи:
Совершенствовать навыки бросания и ловли
мяча. Учить защитным действиям, развивать
внимание и ориентировку в пространстве.
Задачи:
Учить детей умению координировать действия с
мячом между собой, размещаться по всей
площадке, выйти на свободное место для
получения мяча.
Задачи:
Упражнять детей в разных действиях с мячом,
формировать умения применять их в разных
игровых ситуациях, познакомить детей с игрой в
баскетбол.
Развивать двигательную реакцию и ориентировку
в пространстве.
Задачи:
Приучать детей творчески применять действия с
мячом, выбирать более соответствующие способы
их выполнения. Познакомить с правилами игры в
баскетбол.
Задачи:
Формировать навыки точного выполнения правил
игры в баскетбол и ориентирования на площадке.
Приучать детей помогать друг другу в игре.
Закрепить: бросание мяча обеими руками из-за
головы вдаль и ловля его.
П/и «Ловишка с мячом»
Эстафеты с ведением мяча
Закрепить: подбрасывание мяча вверх и ловля
одной рукой.
Обучение: ведение мяча и передача его в беге
парами.
Закрепле
ведение мяча и передача его в ходьбе парами.
П/и «Мяч капитану»
Обучение: броски мяча в корзину с места двумя
руками от груди.
Игра в баскетбол
Эстафеты с ведением мяча.
Игра в баскетбол
П/и «Попади в мяч»
Игра в баскетбол.
П/и «Гонка мячей по кругу»
2. Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности
На занятиях и вне занятий:
– проведение бесед об истории и правилах спортивных игр с мячом
– демонстрация мультимедийных презентаций о видах спорта, правилах игры и т.д., просмотр
мультфильмов на спортивную тематику, видеороликов фрагментов уроков физкультуры для детей
начальных классов школы
– освоение детьми техникой игры в пионербол, баскетбол, футбол, волейбол, состоящую из двух видов
действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнѐру (стойка,
остановки, повороты, прыжки, ложные движения)
– перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами
– применение мелких предметов для развития мелких мышц рук
– использование различных видов мячей для ОРУ
– использование дыхательных упражнений
– проведение ритмической гимнастики
– использование упражнений на расслабление.
2.1.1. Календарно-тематический план для детей 5-6 лет
СЕНТЯБРЬ
Занятие 1-2
Задачи
МОНИТОРИНГ
1.Познакомить детей с различными
видами мячей, с
историей возникновения мяча.
2.Учить сочетать замах с броском при
метании.
3.Развивать глазомер, точность
движения.
4. Соблюдать правила игры с мячом.
5. Выявить исходные данные
психомоторного развития ребѐнка.
1 Часть:
Ходьба на носках, на пятках, с высоким
подниманием колен. Бег. Подскоки и прыжки
на двух ногах с продвижением вперѐд.
Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с массажным мячом.
Упр-е для кистей рук с попрыгунчиком.
П/И «Брось – догони».
П/И «Подбрось – поймай».
Дых. упр-е
«Носик балуется».
3 Часть:
Презентация
«Мячик, мячик, ты откуда?»
Занятие 3-4
1 Часть:
Ходьба с заданием для рук,
подскоки и прыжки на двух ногах
с продвижением вперѐд. Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с большим мячом.
Упр-е для кистей рук с мячиком
для пинг-понга.
ОВД
1.Катание мяча «змейкой» между
предметами.
2.Бросание малого мяча вверх и
ловля его одной рукой.
П/И «Попади в цель».
П/И «Шмель».
Дых. упр-я
«Смешинка»
«Шарик лопнул».
3 Часть:
Релаксация
«Пляж» (3)
«Волшебный сон» (4).
ОКТЯБРЬ
Задачи
1.Учить отбивать мяч о пол двумя руками, стоя на
месте; прокатывать с горки; подбрасывать и ловить с
хлопком в ладоши.
2.Учить сохранению правильной осанки при
выполнении упражнений.
3.Побуждать к проявлению настойчивости при
достижении конечного результата, стремлению к
качественному выполнению движения.
Занятие 1-2
1 Часть:
Ходьба приставным шагом
боком, прямо. Бег «покажи
пятки». Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с малым резиновым мячом.
Упр-е для кистей рук с
брусочком.
Занятие 3-4
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Весѐлая клоунада».
2 Часть:
ОРУ с надувным мячом.
Упр-е для кистей рук с
пластмассовым массажным
мячиком.
ОВД
1.Отбивание мяча о пол двумя
руками, стоя на месте.
2.Прокатывание мяча с горки.
П/И «Мяч сквозь обруч».
П/И «Ловишки с мячом».
Дых. упр-я
«Подуй на листик»
«Летят мячи».
3 Часть:
Релаксация
«Змейки греются на солнышке»
(1)
«Опавшие листики» (2).
ОВД
1.Подбрасывание мяча вверх и
ловля его с хлопком.
2.Самостоятельные игры с
мячами.
П/И «Мяч среднему».
П/И «Быстрый мячик».
Дых. упр-я
«Ветер и листья»
«Ёжик».
3 Часть:
Релаксация
«Ковѐр – самолѐт» (3)
Просмотр мультфильма
«Топчумба» (4).
НОЯБРЬ
Занятие 1-2
Задачи
1 Часть:
Ходьба семенящим шагом, широким
шагом, с поворотом кругом.
Подскоки, боковой галоп. Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с малым пластмассовым мячом.
Упр-е для кистей рук со шнурком.
ОВД
1.Бросание и ловля мяча друг другу из
положения сидя.
2.Забрасывание мяча в баскетбольную
корзину.
П/И «Ловкая пара».
П/И «Мяч вдогонку».
1.Учить бросать и ловить мяч друг другу из
Дых. упр-я
положения сидя; забрасывать мяч в
«Каша кипит»
баскетбольную корзину, принимая
«Дует ветер».
правильную стойку.
3 Часть:
2.Познакомить со спортивными играми с
Релаксация
мячом.
«Аромапалочка» (1)
3.Воспитывать желание заниматься в команде. «Каждый спит» (2).
Занятие 3-4
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Антошка».
2 Часть:
ОРУ с фитболом.
Упр-е для кистей рук с карандашом.
ОВД
1.Бросание мяча вверх и ловля его
двумя руками (10 раз подряд).
2.Прокатывание мяча по полу между
предметами «змейкой», до
ориентира, вокруг ориентиров.
П/И «Мяч в кругу».
П/И «Догони мяч».
Дых. упр-я
«Лесной воздух»
«Маятник».
3 Часть:
Релаксация
«Тѐплая ванна» (3)
Презентация
«Виды спорта с мячом» (4).
ДЕКАБРЬ
Задачи
1.Учить детей бросать мяч вверх и ловить его с поворотом
кругом; бросать мяч друг другу с хлопком; отбивать мяч
двумя руками, шагая в прямом направлении и сохраняя
равновесие; метать малый мяч в верт. цель.
2.Учить соблюдать правила игры.
3.Воспитывать внимательность и заботу друг к другу.
Занятие 1-2
Занятие 3-4
1 Часть:
Ходьба с заданием для рук,
ходьба «пингвин». Бег
«лошадки». Ходьба.
2 Часть:
ОРУ со средним мячом.
Упр-е для кистей рук с
попрыгунчиком.
ОВД
1.Бросание мяча вверх и
ловля его с поворотом
кругом.
2.Бросание мяча друг другу
с хлопком.
П/И «Закати мяч в обруч».
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Барби».
2 Часть:
ОРУ с воздушным шаром.
Упр-е для кистей рук с
брусочком.
ОВД
1.Отбивание мяча о пол двумя
руками, продвигаясь вперѐд
шагом в прямом направлении (
R-5м).
2.Метание малого мяча в верт.
цель (h-2 м).
П/И «Не упусти шарик».
П/И «Передай мяч».
Дых. упр-я
«На турнике»
«Подуй на снежинку».
3 Часть:
Релаксация
«Звери спят, птицы спят»(1)
«Колыбельная» (2).
П/И «Мяч об пол».
Дых. упр-я
«Хлопушка»
«Молодцы».
3 Часть:
Релаксация
«Фея сна» (3)
Просмотр мультфильма
«Дедушка и внучек» (4).
ЯНВАРЬ
Занятие 3-4
Задачи
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Буратино».
2 Часть:
ОРУ с малым резиновым
мячом.
Упр-е для кистей рук с
цилиндром.
ОВД
1.Отбивание мяча о стенку с
хлопком, с поворотом,
отскоком от пола.
2.Забрасывание малого мяча
в напольную корзину.
П/И «Подвижная мишень».
П/И «Быстрый мячик».
Дых. упр-я
«Вырасти большой»
«Стѐклышко».
1.Учить бросать мяч друг другу и при ловле делать поворот; 3 Часть:
метать мячи разного веса правой левой рукой; отбивать мяч о Релаксация
стенку разными способами; метать мяч в горизонт. цель.
«Сказочный сон» (3)
2.Развивать физические качества (настойчивость,
Просмотр мультфильма
решительность, целеустремлѐнность).
«Неженка» (4).
ФЕВРАЛЬ
Задачи
Занятие 1-2
1 Часть:
Ходьба «змейкой» поперѐк зала, на
корточках. Бег «верѐвочка».
Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с малым пластмассовым
мячом.
Упр-е для кистей рук со шнурком.
ОВД
1.Бросание мяча друг другу и
ловля его в движении.
2.Прокатывание мяча правой и
левой ногой между предметами.
1.Учить бросать мяч друг другу и ловить его в движении; П/И «Попади в ворота».
с отскоком от пола; прокатывать мяч правой и левой
П/И «Мяч по дорожке».
ногой, сохраняя равновесие.
Дых. упр-я
2.Развивать глазомер.
«Мыльные пузыри»
3.Воспитывать желание радоваться успехам и
«Апчхи!».
сопереживать неудачам товарищей.
3 Часть:
Занятие 3-4
1Часть:
Ритмическая гимнастика
«Cocolate».
2 Часть:
ОРУ со средним мячом.
Упр-е для кистей рук с
карандашом.
ОВД
1.Бросание мяча друг другу и
ловля его с отскоком от пола.
2.Метание мяча в горизонт.
цель.
П/И «Мяч в корзину».
П/И «Ловишки с мячом».
Дых. упр-я
«Гармошка»
«Партизаны».
3 Часть:
Релаксация
Релаксация
«Спящий котѐнок» (1)
«Звѐздочки на небе» (2).
«Сосульки тают» (3)
Просмотр мультфильма
«Упрямый ослик» (4).
МАРТ
Задачи
1.Учить отбивать мяч одной рукой; прокатывать его
ногой между предметами; перебрасывать друг другу
через шнур.
2. Развивать физические качества (быстроту, силу,
ловкость).
3.Поддерживать интерес к различным видам спорта.
Занятие 1-2
Занятие 3-4
1 Часть:
Ходьба на носках, пятках. Бег с
высоким подниманием колен
«лошадки». Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с фитболом.
Упр-е для кистей рук с брусочком.
ОВД
1.Отбивание мяча одной рукой (правой
и левой), продвигаясь вперѐд.
2.Прокатывание мяча правой и левой
ногой между предметами.
П/И «Догони мяч».
П/И «Ловкая пара».
Дых. упр-я
«Обед»
«Насос».
3 Часть:
Релаксация
«Подводный мир» (1)
«У лесного ручья» (2).
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Знаменитое кантри».
2 Часть:
ОРУ с воздушным шаром.
Упр-е для кистей рук с
цилиндром.
ОВД
1.Забрасывание мяча в
баскетбольную корзину.
2.Перебрасывание мяча друг
дугу через шнур.
П/И «Мяч навстречу мячу».
П/И «Успей поймать».
Дых. упр-я
«Художники»
«Дятел».
3 Часть:
Релаксация
«Аромапалочка» (3)
Просмотр мультфильма
«С бору по сосенке» (4).
АПРЕЛЬ
Задачи
1.Учить элементам спортивных игр с мячом.
2.Развивать мелкую моторику рук.
3.Воспитывать положительные качества
личности (инициативность,
самостоятельность, активность).
МАЙ
Занятие 1-2
Занятие 3-4
1 Часть:
Ходьба спиной вперѐд, парами. Бег с
выбрасыванием прямых ног вперѐд.
Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с надувным мячом.
Упр-е для кистей рук с пластмассовым
массажным мячом.
ОВД
1.Отбивание мяча о стенку с хлопком,
поворотом, отскоком от пола.
2.Перебрасывание мяча через шнур в
команде (элементы пионербола).
П/И «Послушный мяч».
Дых. упр-я
«Дуем друг на друга»
«Полѐт в космос».
3 Часть:
Релаксация
«Волшебный сон» (1)
«Тайны космоса» (2).
1 Часть:
Ритмическая гимнастика «Детская
танцевальная».
2 Часть:
ОРУ с цветным клубком.
Упр-е для кистей рук с мячиком для
пинг-понга.
ОВД
1.Перебрасывание мяча через сетку
в команде (элементарный
пионербол).
П/И «Ты катись, катись, наш
мячик».
Дых. упр-я
«Ныряльщики»
«Осы».
3 Часть:
Релаксация
«Путешествие на облаке» (3)
Просмотр мультфильма
«Как утѐнок- музыкант научился
играть в футбол»(4)
Занятие 1-2
Задачи
1.Развивать двигательную активность.
2.Воспитывать положительные эмоции.
3.Определить уровень владения мячом.
Физкультурный досуг совместно с детьми подготовительной группы
«Мы – спортсмены».МОНИТОРИНГ
2.1.2. Календарно-тематический план для детей 6-7 лет
СЕНТЯБРЬ
Занятие 1-2
Задачи
МОНИТОРИНГ
1.Учить детей метать мяч в
горизонтальную цель; вдаль с
нескольких шагов.
2.Развивать глазомер,
двигательную активность детей.
3.Воспитывать желание заниматься
спортом.
1Часть:
Ходьба широким и мелким шагом.
Бег с изменением темпа. Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с массажным мячом.
Упр-е для кистей рук с
попрыгунчиком.
ОВД
1.Катание мяча в заданном
направлении.
2.Метание малого мяча в горизонт.
цель правой левой рукой с R 4-5 м.
П/И «Горизонтальная мишень».
П/И «Точный удар».
Дых. упр-е
«Носик балуется»
3 Часть:
Релаксация
«Пляж».
Занятие 3-4
1 Часть:
Ходьба с высоким подниманием колен, с
перекатом с пятки на носок. Бег мелким и
широким шагом. Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с большим мячом.
Упр-е для кистей рук с мячиком для пингпонга.
ОВД
1.Метание вдаль малого мяча с нескольких
шагов.
2.Бросание мяча вверх и ловля его двумя
руками.
П/И «Попади и поймай».
П/И «Мяч навстречу мячу».
Дых. упр-я
«Смешинка»
«Шарик лопнул».
3 Часть:
Релаксация
«Волшебный сон» (3)
Презентация «Как стать спортсменом» (4).
ОКТЯБРЬ
Задачи
1.Учить детей метать мяч в цель из
разных исходных положений.
2.Развивать физические качества
(быстроту, ловкость, выносливость).
3.Воспитывать красоту, грациозность
движений.
Занятие 1-2
1 Часть:
Ходьба приставным шагом вправо и влево.
Боковой галоп. Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с малым резиновым мячом.
Упр-е для кистей рук с брусочком.
ОВД
1.Метание в цель из разных исходных
положений: стоя на коленях, сидя, лѐжа.
2.Бросание мяча вверх и ловля его двумя
руками.
П/И «Не упусти мяч».
П/И «Догони мяч».
Дых. упр-я
«Подуй на листик»
«Летят мячи».
3 Часть:
Релаксация
«Змейки греются на солнышке» (1)
«Опавшие листья» (2).
Занятие 3-4
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Дождя не боимся».
2 Часть:
ОРУ с надувным мячом.
Упр-е для кистей рук с
пластмассовым массажным
мячиком.
ОВД
1.Бросание мяча вверх и ловля его
одной рукой.
2.Прыжки с зажатым между
коленями мячом.
П/И «Закати мяч».
П/И «Выстрели мячом».
Дых. упр-я
«Ветер и листья».
3 Часть:
Релаксация
«Ковѐр – самолѐт» (3)
Просмотр мультфильма
«Спортландия» (4).
НОЯБРЬ
Занятие 1-2
Задачи
1.Учить метать мяч правой и левой рукой, отбивать
мяч о пол, двигаясь «змейкой».
2.Развивать глазомер, учить принимать правильную
стойку при забрасывании мяча в корзину.
3.Воспитывать стремление детей объединяться в
команды для подвижных игр по собственному
предпочтению.
Занятие 3-4
1 Часть:
Ходьба с высоким подниманием колен.
Бег «змейкой» поперѐк зала. Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с малым пластмассовым мячом.
Упр-е для кистей рук со шнурком.
ОВД
1.Метание вдаль мяча с R6-12 м.
2.Отбивание мяча о пол, двигаясь
«змейкой» между предметами.
П/И «Ловишки с мячом».
П/И «Не задень мяч».
Дых. упр-я
«Каша кипит»
«Ветер дует».
3 Часть:
Релаксация
«Аромапалочка» (1)
«Каждый спит» (2).
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Амана кукарела».
2 Часть:
ОРУ с фитболом.
Упр-е для кистей рук с
карандашом.
ОВД
1.Бросание мяча от груди,
через голову.
2.Забрасывание мяча в
баскетбольную корзину.
П/И «Стоп».
П/И «Гонка мячей по
кругу».
Дых. упр-я
«Лесной воздух»
«Маятник».
3 Часть:
Релаксация
«Тѐплая ванна» (3)
Просмотр мультфильма
«Тихая поляна» (4).
ДЕКАБРЬ
Занятие 1-2
Задачи
1 Часть:
Ходьба спиной вперѐд, с заданием для
рук. Бег с захлѐстыванием голени.
Ходьба.
2 Часть:
ОРУ со средним мячом.
Упр-е для кистей рук с попрыгунчиком.
ОВД
1.Бросание мяча друг другу и ловля его с
поворотом кругом.
2.Отбивание мяча о пол двумя руками,
продвигаясь вперѐд бегом.
П/И «Мяч по кочкам».
П/И «Играй, играй, мяч не теряй».
1.Учить детей выполнять движения под Дых. упр-я
ритмичную музыку.
«На турнике»
2.Продолжать учить подбрасывать мяч и «Подуй на снежинку».
ловить его с поворотом кругом.
3 Часть:
3.Развивать двигательную активность
Релаксация
детей.
«Звери спят, птицы спят» (1)
4.Воспитывать чувство товарищества.
«Колыбельная» (2).
Занятие 3-4
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Звѐзды Новый год развесил».
2 Часть:
ОРУ с воздушным шариком.
Упр-е для кистей рук с брусочком.
ОВД
1.Бросание мяча друг другу с
хлопком, с поворотом, с отскоком от
пола.
Спортивная игра «Пионербол».
П/И «Проведи мяч».
П/И «Поймай мяч».
Дых. упр-я
«Хлопушка»
«Молодцы».
3 Часть:
Релаксация
«Фея сна» (3)
Просмотр видеоролика с урока
физкультуры учеников начальной
школы (4).
ЯНВАРЬ
Занятие 3-4
Задачи
1.Учить детей метать мяч в горизонт. цель; бросать
и ловить мяч от стены разными способами.
2.Развивать двигательную активность детей и
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Позитив».
глазомер.
3.Учить метать мяч разного веса и размера.
4.Воспитывать волевые качества личности
(целеустремлѐнность, выдержку).
2 Часть:
ОРУ с цветным клубком.
Упр-е для кистей рук с цилиндром.
ОВД
1.Бросание и ловля мяча от стены с разными заданиями: с отскоком
от пола, с поворотом кругом, с перепрыгиванием через отскочивший
мяч.
2.Отбивание мяча о пол, продвигаясь по кругу.
П/И «Мяч по дорожке».
П/И «Ты катись, катись, наш мячик».
Дых. упр-я
«Вырасти большой»
«Стѐклышко».
3 Часть:
Релаксация
«Сказочный сон» (3)
Просмотр мультфильма
«Необыкновенный матч» (4).
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1-2
Задачи
1.Продолжать учить детей выполнять
упражнения с мячом в парах.
2.Развивать красоту, плавность движений
под музыку.
3.Воспитывать у детей стремление
участвовать в играх с элементами
соревнований.
Занятие 3-4
1 Часть:
Ходьба парами, с заданиями для рук. Бег
« покажи пятки». Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с пластмассовым малым мячом.
Упр-е для кистей рук со шнурком.
ОВД
1.Бросание мяча друг другу с хлопком, с
отскоком, от груди, из-за головы.
2.Прокатывание мяча ногами по прямой
с попаданием в воротца.
П/И «Передал – садись».
П/И «Выстрели мячом».
Дых. упр-я
«Мыльные пузыри»
«Апчхи!».
3 Часть:
Релаксация
«Спящий котѐнок» (1)
«Звѐздочки на небе» (2).
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Наша армия самая сильная».
2 Часть:
ОРУ со средним мячом.
Упр-е для кистей рук с
карандашом.
ОВД
1.Прокатывание мяча ногами
«змейкой» между предметами.
2.Прокатывание мяча ногами с
передачей друг другу.
П/И «Кто быстрее».
П/И «Попади в цель».
Дых. упр-я
«Гармошка»
«Партизаны».
3 Часть:
Релаксация
«Сосульки тают» (3)
Просмотр мультфильма
«Болек и Лѐлек. Зимняя
Олимпиада» (4).
МАРТ
Задачи
Занятие 1-2
1 Часть:
Ходьба гимнастическим шагом. Бег
врассыпную с остановкой по сигналу.
1.Продолжать учить детей бросать Ходьба.
мяч через сетку.
2 Часть:
2.Учить детей играм с элементами ОРУ с воздушным шариком.
футбола и волейбола.
Упр-е для кистей рук с брусочком.
3.Развивать физические качества
ОВД
(быстроту, силу, ловкость).
1.Метание мяча в движущуюся цель правой
4.Воспитывать чувство
и левой рукой.
товарищества.
2.Бросание мяча друг другу через сетку.
Занятие 3-4
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Мы маленькие дети».
2 Часть:
ОРУ с фитболом.
Упр-е для кистей рук с цилиндром.
ОВД
1.Удерживание мяча на голове как можно
дольше.
2.Отбивание мяча коленом.
П/И «Мы – футболисты».
П/И «Волейбол с воздушными шарами».
П/И «Не упусти шарик».
Дых упр-я
«Обед»
«Насос».
3 Часть:
Релаксация
«Подводный мир океана»(1)
«У лесного ручья» (2).
Дых. упр-я
«Художники»
«Дятел».
3 Часть:
Релаксация
«Аромапалочка» (3)
Просмотр видеоролика с урока
физкультуры учеников начальной школы
(4).
АПРЕЛЬ
Занятие 1-2
Задачи
1.Учить детей прокатывать мяч, попадая в
ворота; забрасывать мяч в баскетбольную
корзину.
2.Обучать детей спортивным играм с
выполнением простейших правил.
3.Воспитывать интерес к спортивным
играм.
1 Часть:
Ходьба «змейкой» поперѐк зала. Бег с
выбрасыванием прямых ног вперѐд. Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с надувным мячом.
Упр-е для кистей рук
с пластмассовым массажным мячиком.
ОВД
1.Ведение мяча одной рукой на корточках.
2.Забрасывание мяча в баскетбольную
корзину, стараясь увести мяч у соперников
(элементы баскетбола).
П/И «Волейбол с надувным мячом».
П/И «Быстро отвечай».
Дых. упр-я
«Дуем друг на друга»
«Полѐт в космос».
3 Часть:
Релаксация
«Волшебный сон» (1)
«Тайны космоса» (2).
Занятие3-4
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Intro».
2 Часть:
ОРУ с цветным клубком.
Упр-е для кистей рук с
мячиком для пинг-понга.
ОВД
1.Прокатывание мяча правой и
левой ногой между
предметами.
2.Ведение мяча ногой, стараясь
увести его у соперника.
П/ И «Элементарный футбол».
П/И «Съедобное несъедобное».
Дых. упр-я
«Ныряльщики»
«Осы».
3 Часть:
Релаксация
«Путешествие на облаке» (3)
Просмотр мультфильма
«Футбольные звѐзды» (4).
МАЙ
Занятие 1-2
Задачи
1.Совершенствовать навык ведения мяча.
2.Развивать двигательную активность детей.
3.Воспитывать положительные эмоции.
4.Определить уровень владения мячом.
Физкультурный досуг совместно с детьми старшей
группы
«Мы – спортсмены».
МОНИТОРИНГ
3. Организационный раздел
3.1. Этапы реализации программы.
Образовательная деятельность в рамках рабочей программы «Школа мяча» рассчитана на два года: первый
для детей 5-6 лет, второй – для детей 6-7 лет. Обучение дошкольников в «Школе мяча» проходит поэтапно.
На каждом занятии навыки владения мячом дети осваивают и закрепляют через игровую деятельность.
Объяснения для детей сопровождаются показом и выполнением взрослым необходимых действий с мячом.
Известно, что в дошкольном возрасте в воспитании ребѐнка доминирующую роль играют зрительные
образы, поэтому любое словесное объяснение сопровождается наглядным показом взрослого и
многократным повторением упражнений.
Обучение в «Школе мяча» состоит из трѐх этапов: начального, углубленного разучивания и
совершенствования двигательных умений и навыков.
Этап начального обучения
На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом для развития координации движений, развивают
умение следить за траекторией полѐта мяча, вырабатывают быструю ответную реакцию на летящий мяч.
Этап углубленного разучивания
На этом этапе дети активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр с мячом; их действия
принимают направленный и осознанный характер. Этап углубленного разучивания упражнений
характеризуется уточнением и совершенствованием техники выполнения.
Этап закрепления и совершенствования двигательных знаний и навыков
На этом этапе закрепления полученных знаний, умений и навыков владения мячом в спортивных играх и
эстафетах. Этап совершенствования упражнений можно считать завершѐнным, когда дети начнут свободно
двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
3.2. Формы обучения.
Для обучения детей действиям с мячом организуются специальные занятия, которые имеют традиционную
структуру и состоят из трѐх частей:
1 Часть (вводная) включает в себя различные виды ходьбы и бега или комплекс ритмической гимнастики.
2 Часть (основная) состоит из комплекса ОРУ с разными видами мячей, упражнения для кистей рук с
мелкими предметами, двух видов ОВД с мячами, подвижных игр и дыхательных упражнений.
3 Часть (заключительная) организовывается в виде релаксации или просмотра презентаций, видеороликов,
мультфильмов.
3.3. План совместной деятельности
Возраст
5-6 лет
старшая группа
6-7 лет
подготовительная
группа
Кол-во занятий в
неделю
Кол-во занятий в
год
День
недели
Длительность условного
часа
Время
проведения
15.30-15.55
1
31
четверг
25 минут
16.00-16.30
1
31
3.4. Формы подведения итогов реализации программы
четверг
30 минут
16.35-17.05
– итоговые занятия
– соревнования между группами
– игры, эстафеты
– оформление фотостенда
– физкультурные досуги
3.5. Материально – техническое обеспечение программы
Для реализации программы «Школа мяча» в детском саду имеется спортивный зал, с нанесѐнной на полу
разметкой. Оборудование соответствует требованиям программы.
Программа дополнительной образовательной услуги
по направлению физическое развитие
«ШКОЛА МЯЧА» для детей 5-7 лет
На 2024-2025 учебный год
Токарева Л.Е., инструктор по ФИЗО