ДОП программа Первые механизмы 4-5 лет

1

1. Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди,
способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой
организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а
также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня
перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти
непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим
огромное значение отведено конструированию. Программа «Первые механизмы» дает ребенку
возможность самостоятельно раскрыть свои творческие способности, реализовывать творческие
замыслы и создавать свой собственный мир. Для реализации программы используется
конструктор LEGO, с помощью которого дети смогут почувствовать себя юными учеными и
инженерами, понять принцип работы простых механизмов, с которыми мы сталкиваемся в
повседневной жизни. Данная программа способствует созданию в группе веселой, но вместе с тем
мотивирующей атмосферы, позволяющей развивать навыки творческого подхода к решению
задач, совместной выработки идей и командной работы. На занятиях обучающиеся получат
первый опыт научного подхода к исследованиям, включающим в себя наблюдение, осмысление,
прогнозирование и критический анализ. Программа поможет ребенку открыть себя наиболее
полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое
стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Одной из
разновидностей конструктивной деятельности в центре является создание моделей из LEGO –
конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт,
получаемый ребенком, в ходе конструирования незаменим в плане формирования умений и
навыков исследовательского поведения. LEGO – конструирование способствует формированию
умению учиться, добиваться результатов, получать новые знания об окружающем мире,
закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGOконструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития
технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а
следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает
конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения,
способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более
высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из
составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских
способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на
наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа разработана с учѐтом основных дидактических принципов: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к
сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются
следующие подходы и концепции:
2

 Для реализации программы используются специальные методические материалы:
 Учебно-тематический план
 Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем
изготавливаемых изделий
 Схемы пошагового конструирования
 Иллюстрации, фотографии, презентации
 Стихи, загадки по темам занятий
Новизна (отличительные особенности) программы: Новизна программы заключается в
том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую
целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни
приобретенные умения и навыки использования простых механизмов. Важнейшей отличительной
особенностью является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование
практических и умственных действий ребѐнка. Конструктивная созидательная деятельность
является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание
и развитие ребенка в режиме игры.
Принципы и подходы к формированию Программы
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Принцип постепенного приобретения навыков.
Принцип усложнения выполняемых заданий.
Принцип посильности заданий для воспитанников.
Принцип системности проведения занятий.
Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Эффективность форм взаимодействия.

Цель и задачи программы
Цель программы: развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на
основе LEGO – конструирования.
Задачи программы:
Обучающие
- обучить конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме по замыслу;
- планировать процесс работы с проектом с момента появления идеи или задания и до
создания готового продукта;
- дать обучающимся навыки оценки проекта и поиска пути его усовершенствования;
Развивающие
3

- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать
детское техническое творчество;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и
умственные способности;
Воспитательные
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться;
- выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью;
- доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе.
Программа предназначена для детей от 4 до 5 лет. Объем программы составляет не
менее 94 академических часов. Нормативный срок освоения программы: 1 год.
Направленность программы - техническая.
Форма обучения очная.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раза в неделю по одному учебному часу (25 минут).
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- Групповая, совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию
направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала,
занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.
Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не
агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою
собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или
достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме,
в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального
плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым
формам и приѐмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за
шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперѐд в собственном темпе, стимулирует
желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по
математике, окружающему миру, развитию речи, но и углубляют их. Темы занятий подобраны
таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял
кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять
детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с
конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят
в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета
построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в
работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной
работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность
соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть
выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует
приобретению детьми социальных умений о межличностном взаимодействии в группе.
Структура занятия
4

Вводная часть
Длится 3-5минут: Ознакомление с общими принципами простых механизмов. Демонстрация
изображения. Обсуждение задания, знакомство воспитанников с активной лексикой, при рассказе
об изучаемом простом механизме. Обучение анализу логических закономерностей и умению
делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа. Активизация памяти и
внимания.
Основная часть
Занимает 10-15 минут: включает в себя собственно конструирование. Развитие способностей к
наглядному моделированию. Формирование умения анализировать предмет, выделять его
характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их
назначением и строением. Обучение планированию процесса создания собственной модели и
совместного проекта. Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по
собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме. Формирование умения
действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов
средствами конструктора LEGO. Развитие речи и коммуникативных способностей.
Заключительная часть
Занимает 2-5 минут: обыгрывание построек, выставка работ. Развитие умений грамотно
представлять свою модель.
Методы обучения:
Словесные - слушание, пояснение, инструктаж, ситуативный разговор, беседа, объяснение
нового материала.
Наглядные - показ, схемы, иллюстрации, фотографии, метод демонстрации просмотр
презентаций.
Практические - игровые, упражнения, творческая деятельность, элементы театрализации,
создание конструкции с использованием простых механизмов.
Планируемые результаты освоения программы
Воспитанник будет уметь:
- Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять
полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность,
воображение, фантазия и творческая инициатива.
- Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять
его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и
строением.
- Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе,
распределении обязанностей.
- Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять
задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца,
планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
- о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
5

- о разновидностях простых механизмов.

Приложение 1
2. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
№ п/п
Тема

Всего
часов

1. Основной раздел
1.1
Тема
1.1.
Вводное
занятие.
1
Знакомство с конструктором LEGO
Education «Первые механизмы».
1.2.
Тема 1.2. Название деталей.
2
1.3.
Тема 1.3. Способы креплений.
2
1.4.
Тема 1.4. Что такое простые
2
механизмы.
1.5.
Тема 1.5. Зубчатые колѐса.
3
1.7.
Тема
1.7.
Основное
задание
2
«Карусель»
1.8.
Тема 1.8 Колеса и оси.
3
1.9.
Тема 1.9. Общие сведения: Колѐса3и
оси.
1.10. Тема 1.10. Основное задание:
3
Машинка
1.11. Тема 1.11. Общие сведения: Рычаги.
3
1.12. Творческое
задание:
3
Железнодорожный
переезд
со
шлагбаумом
1.13. Общие сведения: Шкивы.
3
1.14. Творческое задание: Подъемный
4
кран
Итого часов:
36

2. Методические материалы
Содержание учебного материала
Тема

Содержание занятия (приемы и методы)

6

1

Знакомство с
Познакомить детей с конструктором.
конструктором LEGO
Теория: должны знать правила использования лего-конструктора.
Education «Первые Практика: должны уметь пользоваться конструктором.
механизмы».
Беседа. Рассказ. Объяснения. Показ способа действий.

2

часть 2
Продолжать знакомить детей с конструктором.
Знакомство с
Теория: должны знать правила использования лего-конструктора.
конструктором LEGO Дидактическая игра «Найди такую же деталь». Постройки на
Education «Первые
свободную тему. Беседа. Рассказ. Объяснения. Познавательно –
механизмы».
исследовательская деятельность.
Название деталей.
Познакомить детей с названием деталей.
Теория: должны знать названия деталей.
Практика: должны уметь применять названия деталей на
практике.
Объяснение. Проблемные вопросы. Знакомство с правилами по
технике безопасности.
«Что такое простые Продолжать знакомить детей с названием деталей.
механизмы?»
Беседа, объяснение нового материала. Дидактические игры на
развитие внимания, мышления, памяти.
Способы креплений. Познакомить детей с видами креплений.
Теория: должны знать способы креплений деталей.
Практика: должны уметь соединять детали разными способами.
Беседа. Объяснения. Инструкции. Рассматривание схем,
иллюстраций. Показ образцов деталей и способа действия с ними.
Часть 2
Продолжать знакомить детей с видами креплений.
Способы креплений. Теория: должны знать способы креплений деталей.
Практика: должны уметь соединять детали разными способами.
Беседа. Объяснения. Инструкции. Рассматривание схем,
иллюстраций. Игровые ситуации. Показ образцов деталей и способа
действия с ними.
Простые механизмы. Познакомить детей с понятием простые механизмы.
Теория: должны знать разновидности механизмов.
Практика: должны уметь применять полученные знания на
практике.
Беседа. Объяснение. Обращение к опыту детей. Показ образцов
деталей и способа действия с ними. Помощь. Поощрение.
Зубчатые колѐса.
Познакомить детей с понятием зубчатые колѐса.
Теория: должны знать принципы зубчатых колѐс.
Практика: должны уметь собирать конструкции.
Беседа. Рассматривание образцов деталей. Инструкции. Показ.
Объяснения. Обсуждение способа действий. Совет. Поощрение.

3

4

5

6

7

8

9

Колеса и оси.

Познакомить детей с понятиями колесо и ось.
7

Теория: должны знать разновидности осей и колѐс.
Практика: должны уметь конструировать модели с колѐсами и
осями.
Беседа. Рассматривание эскизов построек. Моделирование
ситуаций. Обращение к опыту детей. Инструкции объяснения.
Познавательно – исследовательская деятельность. Поисковая
деятельность. Физминутка. Проблемные вопросы. Помощь.
Напоминание.
Рычаги.
Познакомить детей с понятием рычаг.
10
Теория: должны знать, где применяется механизм рычаг.
Практика: должны уметь собирать модель с механизмом рычаг.
Беседа. Показ презентации. Показ образца детали и способа
действия с ней. Поисковая деятельность. Анализ образцов.
Инструкция. Объяснения. Помощь. Поощрение.
Познакомить детей с понятием шкив.
Шкивы.
11
Теория: должны знать определение шкив.
Практика:
должны
уметь
конструировать
модель
с
использованием шкивов.
Беседа. Обсуждение способа выполнения работы. Обращение к
опыту детей. Проблемные вопросы. Рассматривание эскизов
построек. Показ образца деталей и способа действия с ними.
Инструкция. Помощь. Поощрение.
Основное задание
Объяснение. Рассказ, беседа. Инструктаж. Демонстрация. Работа
12
«Карусель»
с технологическими картами. Собирание конструкции по образцу.
Решение проблемных задач с помощью педагога. Сопровождение
самостоятельной деятельности детей. Совет. Поощрение.
Творческое задание Сюрпризный момент. Игровой сюжет. Рассматривание
13
иллюстраций, эскизов постройки. Показ образца деталей и способа
«Тележка с попкорном»
действия с ними. Объяснения. Помощь. Обращение к опыту детей.
Обсуждение способа действий. Совет.
Обыгрывание
сценки
Беседа. Постановка проблемы и самостоятельный поиск ее
14
«Парк развлечений» решения
детьми.
Объяснения.
Демонстрация.
Инструктаж.
Представление детьми своих лего – моделей. Метод творческой
деятельности (создание творческих моделей). Обращение к опыту
детей. Обсуждение способа действий. Совет. Поощрение.
Рассматривание детских работ. Обыгрывание построек.
Творческое задание: Беседа. Сюрпризный момент. Игровой сюжет. Постановка
15
проблемы и самостоятельный поиск ее решения детьми.
Тачка
Демонстрация. Работа с технологическими картами. Собирание
конструкции по образцу. Показ образца деталей и способа действия с
ними. Инструкция. Помощь.
Сопровождение самостоятельной
деятельности детей.
Конструирование
Организационный
момент.
Беседа.
Метод
творческой
16
водного транспорта. деятельности (создание творческих моделей). Проблемные вопросы.
Обращение к опыту детей. Рассматривание эскизов, иллюстраций
построек. Поисковая деятельность. Сопровождение самостоятельной
деятельности детей. Помощь. Поощрение.
8

Конструирование
Организационный
момент.
Беседа.
Метод
творческой
животных.
деятельности (создание творческих моделей). Игровая ситуация.
Отгадывание загадки. Обсуждение способа выполнения работы.
Пояснение. Помощь. Продуктивная деятельность.
Оформление
выставки. Рассматривание детских работ.
Создание театра из Беседа. Сюрпризный момент. Игровой сюжет. Показ презентации.
18
LEGO – моделей.
Обсуждение способа выполнения работы. Инструкция. Создание
творческих моделей. Помощь. Оформление выставки. Рассматривание
детских работ.
Волчок. Пусковой
Изучить с детьми вращение, закрепить знания о повышающей
19
механизм для волчка передаче. Конструирование волчка по изображению. Рассматривание
схемы постройки. Показ образца деталей и способа действия с ними.
Объяснения. Помощь.
Вертушка
Знакомство с понятием «Вращение». Изучить свойство
20
материалов и возможностей их сочетания. Конструирование по
изображению. Беседа. Обсуждение способа выполнения работы.
Пояснение. Помощь.
Знакомство с понятием
Изучить свойство материалов и возможностей их сочетания.
21
«Энергия»
Объяснение, рассказ, беседа. Воспроизводство знаний, собирание
конструкции по образцу. Обсуждение способа выполнения работы.
Пояснение.
Знакомство с понятием
Изучить свойство материалов и возможностей их сочетания.
22
«Сила»
Объяснение, рассказ, беседа. Воспроизводство знаний, собирание
конструкции
по образцу.
Сопровождение самостоятельной
деятельности детей. Помощь. Поощрение.
Знакомство с понятием
Изучить свойство материалов и возможностей их сочетания.
23
«Трение»
Объяснение, рассказ, беседа. Воспроизводство знаний, собирание
конструкции по образцу. Показ образца деталей и способа действия с
ними. Инструкция.
Перекидные качели Изучить
понятия
устойчивости,
равновесия,
правила
24
безопасности на качелях, эксперименты. Конструирование по
изображению. Демонстрация. Работа с технологическими картами.
Собирание конструкции по образцу. Показ образца деталей и способа
действия с ними. Инструкция. Помощь. Пояснение.
Машинка. Пусковой Закрепить знания о видах транспорта.
25
Учить строить конструкции по замыслу. Изучение работы колеса.
механизм для машины
Тренировка навыка сборки деталей. Конструирование по
изображению. Работа с технологическими картами. Показ.
Обсуждение способа действий. Совет. Поощрение.
Измерительная машина
Закрепление понятий: энергия, сила, трение. Просмотр
26
презентации. Конструирование по изображению. Работа с
технологическими картами. Инструкция. Показ. Обсуждение способа
действий. Сопровождение самостоятельной деятельности детей.
Помощь. Поощрение.
27
Плот
Выталкивающая сила, изучение свойств материалов и
17

9

28

29

30

31

32

33

34

35

36

возможностей их сочетания. Тренировка навыка сборки деталей.
Развитие
умения
оценивать
полученные
результаты.
Конструирование по изображению. Рассматривание схемы.
Объяснение, рассказ, беседа. Воспроизводство знаний, собирание
конструкции по образцу. Показ образца деталей и способа действия с
ними. Инструкция. Сопровождение самостоятельной деятельности
детей. Помощь.
Хоккеист
Тренировка навыка сборки деталей, развитие умения оценивать
полученные результаты, развитие способности придумывать игры,
зимние виды спорта. Конструирование по схеме. Беседа. Обсуждение
способа выполнения работы. Показ образца деталей и способа
действия с ними. Объяснения. Помощь. Обращение к опыту детей.
Обсуждение способа действий. Совет.
Новая собака Димы Закрепление понятия трение. Знакомство с ременной передачей.
Тренировка навыка сборки деталей. Беседа. Игровая ситуация.
Поисковая деятельность. Собирание конструкции по образцу. Показ
образца деталей и способа действия с ними. Инструкция. Помощь.
Пояснение.
Пугало
Закрепить знания детей о применении зубчатой передачи,
сцеплении зубцов. Конструирование по схеме. Рассматривание
схемы. Объяснение. Показ образца деталей и способа действия с
ними. Инструкция. Помощь.
Переправа через реку Закрепить знания детей о конструкции моста, видах, назначении.
Конструирование моста через реку по замыслу. Рассматривание
эскизов построек. Обращение к опыту детей. Инструкции объяснения.
Познавательно – исследовательская деятельность. Поисковая
деятельность. Сопровождение самостоятельной деятельности детей.
Помощь. Рассматривание детских работ.
Карусель
Изучить с детьми применение коронной зубчатой передачи,
изменение плоскости движения. Конструирование карусели по схеме.
Рассматривание
схемы.
Объяснение,
рассказ,
беседа.
Воспроизводство знаний, собирание конструкции по образцу.
Часть 2
Продолжать знакомство со свойствами материалов и
Карусель
возможностей их сочетания. Конструирование по схеме. Беседа.
Обсуждение
способа
выполнения
работы.
Сопровождение
самостоятельной деятельности детей. Поощрение. Помощь.
Тележка
Закрепление темы «Колесо и ось», «Рычаг». Конструирование
тачки по творческому замыслу. Поисковая деятельность. Обсуждение
способа действий. Совет.
Кораблик
Продолжение знакомства с конструктором, способами крепления
деталей. Развитие памяти, внимания и мышления. Постановка
проблемы и самостоятельный поиск ее решения детьми.
Рассматривание схемы. Объяснение. Показ образца деталей и способа
действия с ними. Инструкция. Помощь.
"Гофромашина"
Закрепить знания детей о применении зубчатой передачи,
10

сцеплении зубцов. Конструирование по изображению. Игровой
сюжет. Объяснение. Инструктаж. Демонстрация. Работа со схемами.
Сопровождение самостоятельной деятельности детей. Помощь.
Пояснение.
37
Юные исследователи Познакомить детей с профессиями архитектор и инженерконструктор.
Формировать представление о профессиях архитектора и
инженера-конструктора, их профессиональной деятельности.
Должны уметь создавать конструкции по замыслу. Развивать
умение передавать формы объектов средствами LEGO.
Показ презентации.
Часть 2
Беседа. Рассказ. Рассматривание иллюстраций, эскизов построек.
38
Поисковая деятельность. Создание совместных построек. Обращение
Юные исследователи
к опыту детей. Помощь. Поощрение. Рассматривание детских работ.
«В мире животных» Знакомить детей с миром животных. Чем отличаются дикие
39
животные от домашних.
Закреплять понятия: высокий - низкий, широкий – узкий,
длинный – короткий, умение работать по инструкции (условию)
передавая форму объекта.
Должны уметь видеть причинно-следственные связи. Постановка
проблемы и самостоятельный поиск ее решения детьми. Показ
образца деталей и способа действия с ними. Инструкция. Помощь.
Метод творческой деятельности (создание творческих моделей).
40
«Транспорт и простыеПродолжать знакомить детей с понятиями колесо и ось.
механизмы»
Теория: должны знать разновидности осей и колѐс.
Практика: должны уметь конструировать модели с колѐсами и
осями.
Беседа. Инструктаж. Демонстрация. Работа со схемами.
Сопровождение самостоятельной деятельности детей. Помощь.
Пояснение.
41
Часть 2
Продолжать знакомить детей с понятиями колесо и ось.
«Транспорт и простыеТеория: должны знать разновидности осей и колѐс.
механизмы»
Практика: должны уметь конструировать модели с колѐсами и
осями. Показ образца деталей и способа действия с ними.
Инструкция. Помощь.
42
«Архитектура (здания,Познакомить детей с архитектурными формами и сооружениями
сооружения)»
Теория: должны иметь представление об архитектурных формах,
об их многообразии
Практика: должны уметь собирать конструкции по образцу,
инструкции или карте-схеме
Просмотр презентации. Рассматривание схемы. Объяснение,
рассказ, беседа. Воспроизводство знаний, собирание конструкции по
образцу. Помощь. Пояснение.
Часть 2
43
Продолжать знакомить детей с архитектурными формами и
сооружениями
«Архитектура (здания,
Теория: должны иметь представление об архитектурных формах,
сооружения)»
об их многообразии
11

Практика: самостоятельное конструирование. Инструкция.
Помощь.
44
«Там, на неведомых Познакомить детей со сказочными персонажами
дорожках…»
Теория: определять этапы будущей конструкции (модели),
осуществлять еѐ анализ, выделяя основные конструктивные части.
Практика: должны уметь собирать конструкции по образцу,
инструкции или карте-схеме. Беседа. Инструктаж. Демонстрация.
Работа со схемами. Сопровождение самостоятельной деятельности
детей. Помощь. Пояснение.
Часть 2
Беседа.
Художественное
слово.
Игровая
ситуация.
45
Рассматривание иллюстраций. Показ образца деталей и способа
«Там, на неведомых
действия с ними. Инструкция. Самостоятельное конструирование.
дорожках…»
Помощь.
Поощрение. Обыгрывание постройки. Рассматривание
детских работ.
Тренировка навыка Продолжать учить правильно называть детали лего-конструктора.
46
сборки деталей
Продолжать формировать умение соотносить реальную конструкцию
со схемой. Показ образца деталей и способа действия с ними.
Инструкция. Сопровождение самостоятельной деятельности детей.
Поощрение. Помощь.
Знакомство с понятием
Изучить свойство материалов и возможностей их сочетания.
47
Равновесие
Объяснение, рассказ, беседа. Воспроизводство знаний, собирание
конструкции по образцу. Показ образца деталей и способа действия с
ними. Инструкция. Просмотр презентации. Проблемные вопросы.
Объяснения.
Конструирование по Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
48
содержание будущей постройки, называть еѐ тему, давать общее
замыслу
описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Сооружать постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей. Беседа. Рассматривание эскизов построек.
Создание творческих моделей. Обыгрывание постройки. Оформление
выставки.
(продолжение)
Продолжать знакомить детей с названием деталей.
49
Название деталей
Закреплять умение применять названия деталей на практике.
Объяснение. Проблемные вопросы. Обращение к опыту детей.
Показ образца деталей и способа действия с ними. Инструкция.
Помощь.
(продолжение)
Продолжать
знакомить
детей
с
названием
деталей.
50
Простые механизмы
Познавательно-исследовательская деятельность. Беседа. Показ
образцов деталей. Проблемные вопросы. Объяснения.
Творческое задание Закреплять умение детей собирать конструкции по образцу,
51
«Машина для Деда инструкции или карте-схеме. Беседа. Инструктаж. Демонстрация.
Мороза»
Работа со схемами. Сопровождение самостоятельной деятельности
детей. Беседа. Сюрпризный момент. Игровая ситуация. Проблемные
вопросы. Инструкция.
Конструирование по Беседа. Метод творческой деятельности (создание творческих
52
замыслу на свободнуюмоделей).
тему
Моделирование
ситуации.
Сопровождение
12

самостоятельной деятельности детей. Помощь. Поощрение.
Самолет
Конструирование по изображению. Игровой сюжет. Объяснение.
53
Инструктаж. Демонстрация. Работа со схемами. Сопровождение
самостоятельной деятельности детей. Помощь. Пояснение.
Ракета
Беседа. Рассматривание схем, эскизов построек. Показ образцов
54
деталей и способов действия с ними. Игровая ситуация.
Самостоятельное
конструирование.
Помощь.
Поощрение.
Обыгрывание постройки. Рассматривание детских работ.
Летающая тарелка
Беседа. Просмотр презентации. Рассматривание схем построек.
55
Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.
Сопровождение самостоятельной деятельности детей. Помощь.
Пояснение.
Космические модели по
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
56
замыслу
Сооружать постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей. Беседа. Рассматривание эскизов построек.
Создание творческих моделей. Обыгрывание постройки. Оформление
выставки.
Конструирование по Беседа. Рассматривание шаблонов постройки. Показ образцов
57
шаблону
деталей и способа действий с ними. Инструктаж. Демонстрация.
Сопровождение самостоятельной деятельности детей. Помощь.
Поощрение. Рассматривание детских работ.
Конструирование по Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
58
замыслу
содержание будущей постройки, называть еѐ тему, давать общее
описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Беседа. Постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения
детьми. Создание творческих моделей. Обыгрывание постройки.
Оформление выставки.
Основы лего –
Закреплять умение применять названия деталей на практике.
59
конструирования, работа сПознавательно-исследовательская деятельность. Беседа. Показ
деталями конструктора
образцов деталей. Проблемные вопросы. Объяснения.
«Выставочная
Обсуждение способа выполнения работы. Инструкция. Создание
60
деятельность»
творческих моделей. Развивать творческую инициативу и
(изготовление коллективносамостоятельность. Сопровождение самостоятельной деятельности
творческих работ)
детей. Помощь. Оформление выставки. Рассматривание детских
работ.
Конструирование по Рассматривание шаблонов постройки. Показ образцов деталей и
61
шаблону
способа
действий
с
ними.
Инструктаж.
Демонстрация.
Сопровождение самостоятельной деятельности детей. Помощь.
Поощрение. Рассматривание детских работ. Обыгрывание детских
работ.
Конструирование
Беседа. Метод творческой деятельности (создание творческих
62
по замыслу на
моделей).
Моделирование
ситуации.
Обсуждение
способа
свободную тему
выполнения работы. Обращение к опыту детей. Сопровождение
самостоятельной деятельности детей. Помощь. Поощрение.
Рассматривание детских работ.
13

(продолжение)
Продолжать закреплять знания детей о названиях деталей
Название деталей конструктора. Формировать умение применять названия деталей на
практике.
Объяснение. Проблемные вопросы. Обращение к опыту детей.
(продолжение)
Закреплять знания детей о способах креплений деталей,
64
Способы креплений. умения соединять детали разными способами.
Беседа. Объяснения. Инструкции. Рассматривание схем,
иллюстраций. Показ образцов деталей и способа действия с ними.
Сопровождение самостоятельной деятельности детей.
(продолжение)
Продолжать знакомить детей с понятием зубчатые колѐса.
65
Зубчатые колѐса.
Закреплять знания детей о принципах зубчатых колѐс. Беседа.
Рассматривание образцов деталей. Обсуждение способа выполнения
работы. Помощь в создание конструкции. Поощрение.
(продолжение)
Продолжать знакомить детей с понятиями колесо и ось,
66
Колеса и оси.
разновидностями осей и колѐс.
Формировать умение конструировать модели с колѐсами и осями.
Беседа. Рассматривание эскизов построек. Обращение к опыту
детей. Инструкции объяснения. Познавательно – исследовательская
деятельность. Проблемные вопросы. Помощь. Напоминание.
(продолжение)
Продолжать знакомить детей с понятием рычаг.
67
Рычаги.
Закреплять умение собирать модель с механизмом рычаг.
Беседа. Показ образца детали и способа действия с ней. Анализ
образцов. Инструкция. Объяснения. Помощь. Поощрение.
Продолжать знакомить детей с понятием шкив.
(продолжение)
68
Закреплять
умение
детей
конструировать
модель
с
Шкивы.
использованием шкивов.
Беседа. Обсуждение способа выполнения работы. Обращение к
опыту детей. Проблемные вопросы. Рассматривание эскизов
построек. Показ образца деталей и способа действия с ними.
Инструкция. Помощь. Поощрение.
Часть 2
Закреплять знания детей о понятии вращение. Продолжать
69
«Вращение».
знакомить со свойствами материалов и возможностей их сочетания.
Конструирование по изображению. Беседа. Обсуждение способа
выполнения работы. Пояснение. Помощь.
Конструирование по Беседа. Метод творческой деятельности (создание творческих
70
замыслу
моделей).
Обращение
к
опыту
детей.
Сопровождение
самостоятельной деятельности детей. Рассматривание детских работ.
Творческое задание Продолжать учить детей конструировать модели с колѐсами и
71
«Тележка»
осями. Показ образца деталей и способа действия с ними.
Инструкция. Помощь.
Творческая работа на Беседа. Рассматривание эскизов, схем построек. Показ образца
72
свободную тему
деталей и способа действия с ними. Напоминание. Инструкция.
Сопровождение самостоятельной деятельности детей. Поощрение.
Помощь.
Модель с одиночной Расширять знания детей о принципах работы простых
73
механизмов: колеса и оси. Наблюдение и изучение принципа действия
63

14

фиксированной осью колѐс на осях. Развитие и обогащение словарного запаса детей. Показ
образца деталей и способа действия с ними. Объяснения. Помощь.
Учить детей умению строить и испытывать модели,
использующие: одиночную фиксированную ось, отдельные оси.
Познакомить с активным словариком, касающимся колес и осей:
трение, отдельные оси, одиночная фиксированная ось, скользить,
управлять. Показ образца деталей и способа действия с ними.
Инструкция. Помощь.
Машинка 2
Показ образцов деталей и способа действий с ними. Инструктаж.
75
Демонстрация. Сопровождение самостоятельной деятельности детей.
Помощь. Поощрение.
Конструирование по Беседа. Закреплять полученные навыки. Учить заранее
76
замыслу на свободнуюобдумывать
тему
содержание будущей постройки, называть еѐ тему, давать
общее
описание.
Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность. Создание творческих моделей. Обыгрывание
постройки. Оформление выставки.
Творческое задание Беседа. Метод творческой деятельности (создание творческих
77
(создание совместных
моделей). Игровая ситуация. Обсуждение способа выполнения
построек)
работы.
Пояснение.
Помощь.
Продуктивная
деятельность.
Оформление выставки. Рассматривание детских работ.
Виды механизмов 1 Тренировочные занятия
78
Виды механизмов 2 Тренировочные занятия
79
Виды механизмов 3 Тренировочные занятия
80
Модель по
Продолжать учить детей сооружать постройки, опираясь на
81
собственному замыслувпечатления от рисунков, фотографий, чертежей. Беседа. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность. Создание творческих
моделей. Обыгрывание постройки. Оформление выставки.
Моделирование
Беседа. Рассматривание схем, иллюстраций. Обсуждение способа
82
объектов реального мира.
выполнения работы. Обращение к опыту детей. Проблемные вопросы.
Конструирование по Сопровождение самостоятельной деятельности детей. Поощрение.
замыслу
Помощь. Обыгрывание постройки. Оформление выставки.
Коллективная игра с Беседа. Сюрпризный момент. Игровая ситуация. Проблемные
83
постройками.
вопросы. Инструктаж. Создание творческих моделей. Сопровождение
самостоятельной деятельности детей. Игровая ситуация. Проблемные
вопросы. Обыгрывание построек.
Свободное
Продолжать учить детей
умению подбирать детали,
84
конструирование.
необходимые для конструирования, соблюдать последовательность
изготовления несложных конструкций. Беседа. Обращение к опыту
детей. Сопровождение самостоятельной деятельности детей. Помощь.
Поощрение. Рассматривание детских работ.
«Дом моей мечты». Обсуждение способа выполнения работы. Рассматривание домов
85
и инструкций для создания построек. Познавательно –
исследовательская деятельность. Проблемные вопросы. Помощь.
Напоминание. Сопровождение самостоятельной деятельности детей.
74

Машинка 1

15

Работа с конструкторами в парах. Выставка домов. Самостоятельная
игра с постройками.
Конструирование из Объяснение нового материала. Продолжать учить детей умению
86
набора конструктора подбирать детали, необходимые для конструирования (по виду и
«Устойчивый мост» цвету). Анализировать и планировать предстоящую практическую
работу. Инструктаж. Демонстрация. Сопровождение самостоятельной
деятельности детей. Помощь.
Конструирование из Продолжать учить детей умению самостоятельно определять
87
набора конструктора количество деталей для конструкции модели. Конструировать,
«Качели»
ориентируясь на образец и пошаговую схему изготовления
конструкции. Игровая ситуация. Проблемные вопросы. Инструктаж.
Зубчатые колѐса
Рассматривание эскизов построек. Продолжать учить детей
88
умению подбирать детали, необходимые для конструирования.
Инструктаж. Обсуждение способа выполнения работы. Обращение к
опыту детей. Помощь. Рассматривание детских работ.
Практическое
Продолжать формировать у детей знания о способах скрепления
89
творческое задание. деталей. Принципах схематичного изображения постройки.
«Тачка».
Закреплять умение конструирования по схеме.
Свободное
Продолжать
развивать
умения
детей
реализовывать
90
конструирование.
самостоятельный творческий замысел конструирования. Беседа.
Обращение к опыту детей. Рассматривание схем, иллюстраций.
Обсуждение
способа
выполнения
работы.
Напоминание.
Сопровождение самостоятельной деятельности детей. Оформление
выставки.
Творческое задание. Продолжать учить детей
умению подбирать детали,
91
«Построй свою историю».
необходимые для конструирования, соблюдать последовательность
изготовления несложных конструкций.
Беседа. Организационный момент. Показ презентации.
Рассматривание иллюстраций. Создание совместных построек.
Создание макетов. Познавательно – исследовательская деятельность.
Поисковая деятельность. Игровая ситуация. Обыгрывание постройки.
Совет. Поощрение. Дискуссии. Рассматривание детских работ.
Итоговое занятие
Самостоятельная практическая работа. Сооружение построек из
92
«Копилка опыта».
конструктора на свободную тему с целью выявления умений, навыков
и интересов детей. Игры с постройками.
Подведение итогов. Цель: проверить знания, умения и навыки детей. Теория: должны
93
знать основные определения, названия деталей виды крепежей.
Практика: должны уметь соединять детали, создавать конструкции с
использованием простых механизмов.
Беседа.
Продуктивная
деятельность.
Анализ
образцов.
Оформление выставок. Рассматривание детских работ.
Коллективная игра – Просмотр фотографий с детскими моделями.
94
викторина «Вот оно какое,Вопросы:
наше Лего!»
- «Какие правила по технике безопасности ты знаешь?»
- «Назови деталь лего конструктора».
16

- «Какие способы скрепления деталей ты знаешь?»
- Сортировка по цвету, размеру, величине, ширине, толщине
квадратных кирпичиков.
- Дидактическая игра по ОБЖ «Найди, что правильно, а что нет?»
- Дидактическая игра «Найди детали место»
- «Соедини детали по схеме» (сконструировать свои модели по
заданным условиям).

3.2.

Требования техники безопасности в процессе реализации программы

- Работу начинать только с разрешения педагога.
- Когда педагог обращается к тебе, приостанови работу.
- Не отвлекайся во время работы.
- Работай с деталями только по назначению.
- Нельзя глотать, класть детали конструктора в рот и уши.
- Не разъединяй детали, соединенные вместе зубами.
- Не стучи деталями по столу, пластмасса может треснуть.
- При обнаружении ломаной или треснувшей детали, отдай еѐ педагогу.
- Детали конструктора и оборудование храни в
предназначенном для этого месте.
- Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
- Выполняй работу внимательно, не отвлекайся
посторонними делами.
3.3.
Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана

ь

Мероприятия, организуемые Массовые мероприятия
Участие в конкурсных
для обучающихся и их родителей
различного уровня, в которых
мероприятиях различного уровня
обучающиеся могут принять
участие
сентябр
День открытых дверей
Анкетирование
Групповые консультации
«Организация Лего –
конструирования в домашних
условиях»
История возникновения «Лего»
Октябрь
Индивидуальные консультации
Папка – передвижка «Как по
возрасту ребенка можно выбрать
конструктор».
НоябрьМастер-класс для родителей
- Экспериментирование с
материалами различного
конструктора.
- Проигрывание детей с
17

родителями интересных игр и
заданий.
Декабрь
Индивидуальные консультации
От простого к сложному.
«Волшебные кирпичики»
ЯнварьСтендовая информация
для родителей
Пополнение картотеки игр по
Лего – конструированию.
Февраль
- Рекомендации и беседа о
безопасности пластиковых игрушек
и конструкторов.
Март «Лего – конструирование
фактор развития одаренности детей
дошкольного возраста»
АпрельФотоиллюстрации работы детей
с педагогом на занятиях по Лего –
конструированию.
Май Создание фотоальбома «Мы
играем в ЛЕГО»
Июнь Как развивать детское
творчество.
Июль Что должен знать и уметь
ребенок в определенном возрасте.
АвгустВыставка детских работ «Моя
Lego - постройка» с участием
родителей.

мощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий.
Низкий уровень: (ниже 7 баллов)
Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки
при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их
назначение. Не различает детали по форме и величине. Ребенок не умеет создавать постройку по
рисунку, подбирает необходимый материал только с помощью взрослого. Не проявляет
инициативы. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается
работать в коллективе.

18

4. Перечень информационного, материально-технического и кадрового обеспечения
реализации программы
 Компьютер с выходом в интернет
 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Кабинет – светлый, просторный, проветриваемый, отвечающий требованиям САНПиН.
Демонстрационная магнитная доска или мольберт.
Ноутбук, интерактивная доска. Ресурсы информационных сетей по методике проведения
занятий и подбору схем изготавливаемых изделий. Схемы пошагового конструирования.
Иллюстрации, фотографии, презентации. Стихи, загадки по темам занятий.
Картотеки: Схемы пошагового конструирования.
Предметные и сюжетные картинки по изучаемым темам.
Игрушки.
1.1.

Перечень методических пособий и дидактических средств

Наименование
Раздел программы или тема занятия
Ко Компания LEGO® Education
Для всех занятий
представляет Комплект заданий 2009689 к
набору 9689 "Простые механизмы".
Ко Комплект заданий к набору «Простые
мехмеханизмы»
Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКАПРЕСС» – Москва, 2001.

1.2.

Список литературы для педагога

1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью
LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом
«Карапуз», 1999.
19

6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд.
Сфера, 2011.
7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС
Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф
центр «Маска», 2013.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Муниципальное задание за шесть месяцев 2023г.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».