Организация развивающей предметно-пространственной среды
в подготовительной к школе группе №7
2021-2022 учебный год.
воспитатели: Стан Н.Л., Родионова С.А.
- Наша развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства группы.
- Наша развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
- Наша развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» развивающая предметно-пространственная среда является одним из
элементов пространства детской реализации (ПДР). Главная задача педагога при организации развивающей предметной
среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и
инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование,
конструирование, проекты и пр.).
Реализация Образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование первичных ценностных представлений, воспитание способности к
общению (коммуникативные способности); целенаправленности и саморегуляции (регуляторные способности), формирование
социальных представлений, умений и навыков (развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду,
формирование основ безопасности).
Реализация Образовательной области: «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к
учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти,
наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование
первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.
Реализация Образовательной области: «Речевое развитие»
Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство
с книжной культурой, детской литературой.
Реализация Образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие
·
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие художественно-творческих способностей детей в раз-личных видах
художественной деятельности, формирование интереса и предпосылок ценностно-смыслового восприятия
понимания произведений искусства; развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание художественного вкуса.
Реализация Образовательной области: «Физическое развитие»
·
Физическое развитие направлено на сохранение и укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, приобщение к
физической культуре, развитие психофизических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость), приобщение к
спортивным и подвижным играм, развитие интереса
спорту; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, воспитание культурногигиенических навыков, полезных привычек.
Центр школьника
Цель: Сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней,
желание учиться, стремление занять позицию школьника.
Оборудование: плакаты с алфавитом, цифрами с возможностью прописывать цифры; дидактические игры из серии «Скоро в
школу», «Готов ли ты к школе» – способствующие развитию внимания, памяти, логического мышления, речи, воображения и
др.; алфавит на брусочках, на магнитах с возможностью самостоятельного составления слов; счѐтные палочки и игры с ними,
«азбуки», прописи, тетради, простые карандаши, домики для цифр; дидактическая игра: «Правила поведения в школе»; куклы:
ученик, ученица.
Центр ознакомления с природой
Цель: Способствовать развитию ребѐнка в целом, формированию его как личности, формирование начал экологической культуры,
становление осознанно-правильного отношения к природе во всем.
Оборудование: подвесной мобиль отражающий время года в центре природы; календарь природы; календарь дежурных в центре
природы; комнатные растения; макеты: северный полюс, южный полюс, ферма, наш научный огород и др.; игрушки животных;
тематические и дидактические альбомы, иллюстративный материал; дидактические игры и пособия; природный материал;
оборудование по уходу за комнатными растениями; научная лаборатория; познавательные книги, алгоритмы проведения опытов,
календари наблюдений за погодой, за огородом и др.
Центр двигательной активности
Цель: Способствовать созданию условий для привития детям интереса к занятиям физической культурой. Способствовать
полноценному и всестороннему развитию и воспитанию двигательной активности детей, которая оказывает огромное влияние на
состояние здоровья и физическое развитие ребѐнка.
Разнообразить двигательную активность детей с помощью спортивного оборудования.
Оборудование: мячи разного размера и разной фактуры, кегли, кольцеброс, тир, настольный футбол, баскетбол, городки,
аэрохоккей,скакалки, верѐвки, бадминтон и др.; нестандартное физкультурное оборудование: ленты, косички, следочки, круги, и др.;
дидактический материал: лэпбук «зимние виды спорта», тематические альбомы, дидактические игры, алгоритмы выполнения
упражнений, набор карточек «спорт» и др.
Центр сюжетно-ролевых игр
Цель: Формировать представления воспитанников о труде людей разных профессии. Совершенствовать умение самостоятельно
создавать для задуманного сюжета игровую обстановку, умения договариваться с партнѐром по игре. Формирование ценных
нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.). Побуждать детей воспроизводить в играх бытовой и общественно
полезный труд взрослых.
Оборудование: Наборы атрибутов и костюмов для сюжетно ролевых игр: «Парикмахерская», «Почта», «Ателье», «Библиотека»,
«Магазин», «Мастерская», «Кафе», «Семья» и др.; Кукольный домик большой и средний, куклы разных размеров и пола; посуда,
продукты, одежда; ткани, бытовые приборы и др.; предметы заместители, ширмы. Дидактические альбомы:
«Семья», «Мамин труд», «Папин труд»; алгоритмы игр и др.
Центр творчества
Цель: Сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, способствовать
развитию самостоятельной деятельности ребѐнка и его творческой инициативы. Сформировать у детей интерес к разнообразным видам
художественного искусства. Формировать художественные умения и навыки работы в разных изобразительных техниках.
Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, цветные ручки, акварельные краски, пластилин, бумага разного
размера и цвета, цветная бумага, картон, шаблоны, трафареты, полочка красоты, детские творческие работы, дидактические альбомы,
книги, алгоритмы смешивания красок, алгоритмы создания творческих работ из бумаги и пластилина, природного материала,
иллюстрации художников, детские папки с набором для творчества и др.
Центр безопасности
Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и обучению обучающихся основам безопасного поведения на
дорогах, дома при пожаре и т. п.
Оборудование: Наглядный и учебно-методический материал: плакаты по ПДД, БДД, индивидуальные схемы безопасных маршрутов
движения «дом-ДОУ-дом», буклеты по БДД и ПДД, иллюстративный материал, наборы обучающих карточек по ПДД и БДД.
Дидактический материал: специальная художественная и познавательная литература, настольно-печатные игры, дидактические игры,
игры-ходилки, ребусы, дидактические упражнения по ПДД и БДД, дидактические игры на оказание первой помощи
Мобильный автогородок с дорожной разметкой и комплектом дорожных знаков
Патриотический центр
Цель: Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства. Воспитание патриотизма, как любови к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и
готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Оборудование: Книги, иллюстративный материал, тематические альбомы, дидактические игры, карты; макет «Умный город», портрет
президента, флаг России, герб России и др.
Театрально-музыкальный центр
Цель: Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной и театрально-игровой деятельности. Развитие эмоциональной сферы
дошкольников с использованием различных видов музыкально- театрализованной деятельности.
Оборудование: музыкальные инструменты и игрушки, народные музыкальные игрушки, шумелки, музыкальные лесенки, платочки,
звуковые игрушки, микрофон с флэшкой – музыка для танцев и зарядки, алгоритмы игр на музыкальных инструментах, портреты
композиторов, тематические наборы,
картотека дидактических игр по
музыкальному развитию и др.
Разные виды театра: пальчиковый, би-ба-бо,
театр деревянной игрушки, театр на магнитах
теневой театр и др., маски, шапочки,
костюмы для ряженья, ширмы:
напольная, настольная, панорама и др.
Речевой центр
Цель: расширил речевую среду в группе, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со
взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждѐнно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Оборудования: энциклопедии, сказки, стихи, журналы, буквари, книги для самостоятельного чтения; тематические альбомы;
дидактические игры; предметные картинки, картинки из серии: «короткие истории», иллюстрации к сказкам; книжкина больница и др.
Центр конструирования
Цель: Обеспечить игровую, познавательную, творческую активность детей, а также двигательную активность, развитие мелкой моторики
и самостоятельности детей. Оснащение центра конструирования способствует эмоциональному благополучию детей в группе , дает детям
возможность для самовыражения.
Оборудование: разные виды конструкторов: напольный, настольный, пластмассовый,
деревянный, металлический, с разными видами соединений; плоскостной и
объѐмный, лего дупло, мини лего;
наборы схем и алгоритмов
построек, выставка детских работ и др.
Научно-исследовательский центр
Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности
формирование ключевых компетентностей ребенка.
Оборудование: мини лаборатория: пробирки, лупы, магниты, баночки для наблюдений за семенами и насекомыми,
пипетки и др.; дидактические игры, опыты с водой, песком, воздухом, бумагой и др.; научный огород сведением
дневника наблюдений и др.
Использование технологии: «Живые стены»
система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду
Ширмы для моделирования детско-игрового пространства группы
Использование игрового пространства группы детьми:
Работа с родителями
Цель: Повышение у родителей уровня педагогической компетентности в условиях реализации ФГОС
ДО, через эффективное использование визуальных средств общения.
Развивающая среда
не может быть построена окончательно,
завтра она уже перестанет стимулировать развитие,
а послезавтра – станет тормозить его…
Перспективы
- Систематически проводить анализ состояния предметно-развивающей среды с целью приведения ее в
соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля,
гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских
работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели );
- Пополнение центров с учѐтом возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
- Индивидуализация среды: учѐт интересов и склонностей каждого ребѐнка;
- Динамичность построения РППС;
- Привлечение родителей к созданию РППС являющихся первыми педагогами детей дошкольного
возраста и ответственными за воспитание, охрану и укрепление физического и психического здоровья,
развитие индивидуальных способностей детей.