Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с
Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание программы
соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и
требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
В основе создания этой программы использован опыт работы в
дошкольном образовательном учреждении, подкрепленный современными
коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ,
научно-методическими рекомендациями. За
основу составления
дополнительной образовательной программы взято методическое пособие
«Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»,
под редакцией В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему,
обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского
языка, развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических
категорий языка, связной речи, что обуславливает формирование
коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития
ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного
овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой
школе, а также его социализации.
Направленность.
Программа
направлена
на
организацию
дополнительных занятий с воспитанниками старшего дошкольного возраста
ДОО. Представленная программа построена на принципах развивающего
обучения, предполагающего коррекцию и развитие речи детей имеющих
нарушения речи.
Целесообразность.
В
нашем
дошкольном
образовательном
учреждении детского сада
реализуется федеральная образовательная
программа. В этой программе занятия по речи предусмотрены в
образовательной области «Речевое развитие». Эта программа не рассчитана
на дошкольников с речевой патологией.
Актуальность. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как
группу педагогического риска, потому что их физиологические и
психологические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным
материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит
от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми
нарушениями
нуждаются
в особой организации коррекционнологопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны
быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Особенность реализации программы заключается в логопедической
направленности, включающей в себя коррекцию звукопроизношения
развитие фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, как
основа профилактики нарушений письменной речи, что является одним из
условий успешного овладения грамотой детьми дошкольного возраста.
Цель программы – выявление и преодоление недостатков в речевом
развитии детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Задачи:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
- пополнение и активизация словаря;
- развитие лексико-грамматических категорий;
- развитие связной речи;
Характер
результативность,
цели
логопедической
программы
определяются следующими принципами:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и
развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон
личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.
2. Принцип единства отражает целостность процесса оказания помощи.
3. Деятельностный
принцип
определяет
тактику
проведения
логопедической работы через организацию активной деятельности
ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных
сдвигов в его развитии.
4. Принцип возрастания сложности заключается в том, что задание
должно проходить ряд этапов от простого к более сложному.
5. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время
реализации программы необходимо переходить к новому материалу
после сформированности того или иного умения.
6. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных
особенностей согласует требования психического и личностного
развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития
каждого ребенка.
7. Учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые
игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный
эмоциональный тон.
8. Принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи
ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная
речь и т.д.).
9. Принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности,
эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное
отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию
детей, взаимодействие детского сада и семьи.
Планируемые результаты логопедической работы (ожидаемые):
Дети должны уметь:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических
позициях и формах речи;
- дифференцировать все изучаемые звуки;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука
в слове;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе,
чтении стихов.
- положительная динамика в речи детей, в овладении основами эффективного
общения, в развитии коммуникативных умений.
- активная позиция со стороны родителей.
Оценка эффективности определяется достижениями детьми результатов,
путем наблюдений, бесед, тестирования, диагностики речи.
Данная программа доступна к применению в детском саду. С ее помощью
у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка,
разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и
синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки,
сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых
звуков.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы, дети 5-7 лет, старший дошкольный возраст.
Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы)
Программа рассчитана на 6 месяцев обучения дошкольников. Занятия
проводится 1 раз в неделю по 25-50 минут (условно - 1 час). В месяц – 4
занятия, курс - 22 занятия.
Сроки реализации программы:. 2024-2025 уч. г. (январь 2025 – июнь 2025).
Направленность: социально-педагогическая
Количество детей: 15 человек.
Место проведение: Первомайская 1б. Кабинет логопеда.
Учебно-методические пособия: картотеки и пособия артикуляционной
гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, карточки на
автоматизацию и дифференциацию звуков, игры для развития
фонематического восприятия, анализа; демонстрационный и раздаточный
материал для составления рассказов по картинам и серии картин.
Содержание программы.
Характеристика контингента обучающихся.
Структура дефектов у дошкольников неоднородна.
На коррекционно-развивающие занятия включены дети со следующими
речевыми диагнозами:
-фонетическое недоразвитие речи (ФНР) - недостаток речи, при котором
дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В этом случае
коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией
звуков и проводится на индивидуальных занятиях;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - недостаток речи,
при котором имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребѐнка:
дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная
сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
-общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение речи, при котором
недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты
произношения,
трудности
различения
звуков,
недостаточная
сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова,
количественная и качественная неполноценность словарного запаса,
недостаточная
сформированность
грамматического
строя
речи,
выраженность которых может быть различной.
Группа сформирована на основе диагноза, возраста и тяжести речевой
патологии.
Характеристика нарушений речи.
Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной
моторики. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с
недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.
Звукопроизношение характеризуется нарушением нескольких групп
звуков, как минимум:
- пяти свистящих С, З, Ц, С', З' (межзубно – боковые);
- четыре шипящих Ш, Ж, Ч, Щ (межзубно – боковые);
- соноров Р, Р' (горловые или боковые);
- сонора Л (носовой или двугубный W).
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звукослоговая
структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном
сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексикограмматическом развитии.
Направления коррекционно-развивающей работы.
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений,
доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- пополнение словаря преимущественно привлечением внимания к способам
словообразования;
- умение правильно составлять простое и сложное распространенное
предложение;
- употреблять различные конструкции предложений в самостоятельной
связной речи:
- развитие связной речи при составлении рассказа, пересказа с постановкой
определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в
произношении фонем;
- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами
грамоты.
Основная цель занятий состоит в выборе и в применении комплекса
артикуляционных упражнений, направленных на устранении специфических
нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и
др. На занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный
контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи,
корректировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольники должны овладеть правильной
артикуляцией изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных
фонематических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах
несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к
усвоению следующего этапа. Состав подгруппы является открытой системой,
меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений
дошкольников в коррекции произношения. Важной в методическом аспекте
особенностью занятий является то, что готовят они детей к усвоению более
сложного фонетического и лексико-грамматического материала на
фронтальных занятиях в группе.
Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов
деятельности: познавательной, игровой, коммуникативной.
В работе используются практические (упражнения и дидактические
игры), наглядные (карточки, игрушки, различные атрибуты) и словесные
(беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.
Коррекционная работа состоит из
специальных организованных
занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и
индивидуальных особенностей.
Объем работы занятий по звукопроизношению проводятся по
усмотрению логопеда. Занятия проводятся в подгрупповой форме. Если
требуется, осуществляется дополнительно индивидуальная работа по
постановке звука. Такая форма организации занятий позволяет логопеду
уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при
затруднениях.
Форма работы – подгрупповая и индивидуальная.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной
группы, имеющие сходные по характеру степени выраженности речевые
нарушения. Программа предполагает 22 занятия, периодичность занятий 1
раза в неделю (пятница), продолжительностью 25-50 минут со сменой вида
деятельности. Занятия с детьми проводятся во второй половине дня.
Особенности организации работы по коррекции речи.
Основные этапы и направления работы по коррекции
звукопроизношения.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится
условно на несколько этапов.
I.
Подготовительный этап:
Основные направления на данном этапе:
- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков;
- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок,
пальчиковой гимнастики;
- развитие речевого дыхания достаточного для постановки звуков.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки
звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует
максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
Основной этап – формирование произносительных умений и
навыков:
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки,
сходные
артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически
правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе следующие.
1.
Постановка часто нарушаемых звуков:
- свистящие С, З, Ц, С’, З’;
- шипящие Ш, Ж, Щ, Ч;
- соноры Л, Л , Р, Р ;
Способ постановки смешанный.
2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере
постановки.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в
слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он вводится и
закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по
автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются
в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в
подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в
произношении слово включается в отдельные предложения, затем в
небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с
данным словом.
5. Дифференциация звуков:
- С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш, Ж – З, Ж – Ш;
- Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ, Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;
- Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в
игре, развлечениях, режимных моментах, …).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков
звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией
звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,
мышления на отработанном в произношении материале.
V.
Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ
грамматического строя русского языка.
Лексические и грамматические упражнения.
VI. Развитие связной выразительной речи на базе правильно
произносимых звуков. Обучение рассказыванию по картинке, серии
картин.
II.
Направления логопедической работы.
- дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной
воздушной струи для правильного произношения звуков);
- артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц
артикуляционного аппарата);
- пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики
пальцев рук);
- постановка нарушенных звуков;
- закрепление навыков звукопроизношения (реализация этапов
автоматизации и дифференциации звуков речи);
- развитие фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа
и синтеза;
- расширение словаря;
- развитие лексико-грамматических категорий;
- развитие связной речи.
План коррекционно-развивающей работы.
Месяц,
недели
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Тема
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Постановка нарушенных звуков.
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Постановка и автоматизация нарушенных звуков в
слогах, словах, словосочетаниях.
Развитие фонематического восприятия.
Автоматизация
в
словах,
словосочетаниях,
предложениях, стихах.
Дифференциация нарушенных звуков в слогах,
словах, словосочетаниях.
Развитие фонематического восприятия.
Автоматизация и дифференциация нарушенных
звуков
в
словах,
предложениях,
стихах,
скороговорках, рассказах.
Совершенствование
лексико-грамматических
представлений, связной речи.
Развитие фонематического восприятия, навыков
звукового анализа.
Закрепление правильного звукопроизношения в
сказках,
рассказах,
стихах,
скороговорках,
Количество
занятий
4 занятия
4 занятия
4 занятия
4 занятия
2 занятия
Июнь
свободной речи.
Совершенствование
лексико-грамматических
представлений, связной речи.
Развитие фонематического восприятия, навыков
звукового анализа.
Закрепление правильного звукопроизношения в 4 занятия
сказках, рассказах, стихах, свободной речи.
Закрепление правильного звукопроизношения в
сказках,
рассказах,
стихах,
скороговорках,
свободной речи.
Совершенствование
лексико-грамматических
представлений, связной речи.
Развитие фонематического восприятия, навыков
звукового анализа.
Всего занятий: 22 занятия
Список литературы:
1. «Программа воспитания и обучения детей с фонетикофонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,
2. «Программа логопедической работы по преодолению фонетикофонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,
3. «Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой,
4. «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР»
Н.В. Нищевой.
Взаимодействие с воспитателями.
Развитие фонематического слуха и формирования фонематического
восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности
различные дидактические, подвижные игры для развития речи. Расширение и
активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателями
художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по
вопросам.
Заучивание
программных
стихотворений.
Развитие
монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний,
рассказов по картине, по серии картин, пересказов знакомых сказок. Развитие
познавательных интересов детей в ходе занятия, экскурсий, игр, а также
свободной деятельности. Проведение повседневного наблюдения за
состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля за
правильным произношением поставленных или исправленных звуков,
отработанных на занятиях грамматических форм.
При организации образовательной деятельности прослеживаются
приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:
Приоритеты учителя-логопеда:
Приоритеты воспитателя:
- звукопроизношение;
- развитие ЗКР;
- фонематические процессы;
- обогащение и активизация словаря;
- языковой анализ;
- грамматические категории;
- развитие связной речи
- психологическая база речи;
Взаимодействие с родителями (или лицами их заменяющими).
Программа предусматривает:
- обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные
консультации);
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,
занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических
занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в
речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические
занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания
научиться говорить правильно.
Список детей:
1. Жеребцов Кирилл
2. Игнатьева Сандра
3. Симонов Лев
4. Логачев Дмитрий
5. Акулова Екатерина
6. Михайлова Алена
7. Котляренко Федор
8. Кривощеков Артем
9. Ушаков Лев
10. Усова Анастасия
11.Меркушев Артем
12.Леонтьева Анна
13.Кузьмина Катя
14.Кузьмина Лиза
15.Истомина Анна